Почему муж стал агрессивным и жестоким?
Здравствуйте. Разваливается моя семья. Мужу 46 лет. В браке 11 лет. Для меня брак третий, для него - первый. Всегда был довольно сложным человеком. Но ладили, я сглаживала углы, считалась с особенностями его характера и не хотела по мелочам раскачивать нашу жизнь. Сейчас просто невыносимо. Сплошной скандал с редким затишьем. Почти 8 месяцев. Абсолютно ни в чем не признаёт своей вины. Очень агрессивен и жесток. Спустя столько лет выявились абсолютно непреодолимые противоречия. Я в отчаянии. Любая попытка спокойно все обсудить выливается в ссору. Очень мелочный, мстительный, малодушный. Есть дочь, 6 лет. Есть сын от первого брака. 20 лет. Вопрос: может ли человек так измениться за полгода или эти качества дремали в нем в ожидании удобного случая?
Вероника, Волгоград, Россия, 43 года
Бабиевская Елена Кирилловна

Психолог-консультант, психотерапевт
Ответ : Здравствуйте. Я хочу предложить вам иной взгляд на происходящее, хотя вы об этом и не спрашивали. Взгляд снаружи, а не изнутри. И, отвечая на ваш вопрос - думаю, ни то, ни другое. Думаю, накопилось просто, как в скороварке. Больше не умещается, поэтому начало выходить наружу. А, поскольку продолжает подогреваться, то и не заканчивается. Теперь про видение. Вы оба создали эту ситуацию. И он, и вы тоже. Вы видите себя жертвой, его агрессором, но в паре так не бывает - один плохой, другой хороший. Отношения создают двое. И оба отвечают за нее. Не знаю, что конкретно вы делаете, но понимаю, что точно вносите какой-то вклад в то, что муж стал таким жестоким. Хотя... Могу предположить :-) Посмотрим на факты - у него брак первый, у вас третий. Понятно, что у него мало опыта отношений, ему сложно в паре, он привык быть один. Поэтому с ним непросто. А что насчет вас? У вас опыт большой, но очень однообразный. Два развода уже было, третий не за горами. А что там случилось? Прежние мужья тоже оказались через какое-то время страшными монстрами? Вы об этом, похоже, не задумываетесь. А почему? Выглядит так, что вы не умеете делить ответственность и признавать СВОИ ошибки. Хорошо умеете видеть ошибки других и указывать на них, а саму себя, похоже, считаете безгрешной. Во всяком случае - письмо ваше на 100% такое. Там нет ни тени сомнений, что вы что-то делали или делаете не так. Ни одного вопроса к себе и про себя. Или про отношения. Виновник уже найден, суд скоро начнется... "Жертва", как известно - самый лучший способ манипуляции. Один объявляется страдальцем, другой тираном. У первого позиция максимально безопасная и комфортная. Любое "не так" - сразу можно заливаться слезами, вспоминать все былые ошибки и сожалеть о напрасно прожитых годах и тяжелом характере партнера. Второму остается только заткнуть свой "пар" и смиренно просить прощения, поскольку любое иное телодвижение воспринимается как "ну вот, я же говорила..." Но рано или поздно пару больше негде скапливаться, и он начинает выходить. Примерно как в вашем случае. И поскольку терять этому человеку уже нечего - он "плохой", что бы ни делал, его в этом убедили, то он и ведет себя соответственно. И все это развивается до точки невозможности. Или существует годами. Психологи иногда говорят в таких случаях, что второй является отщепленной агрессией первого. У первого проблемы с ее выражением, и он провоцирует второго на нее. А у второго проблемы с самооценкой. Его убедили, что он плохой, еще давно. Такие пары существуют иногда вполне успешно, терроризируя всех окружающих - один своей агрессией, второй - своей "несчастностью". С первым все давно разругались, а второго устали бесконечно жалеть. Но это, похоже, история не про вас. Лично ваша выглядит, как "все мужики гады и сволочи". И задача - найти как можно больше подтверждений этому. Обычно такое бывает, когда отец был жестоким, и агрессия к нему так и не нашла выхода. Тогда нужно найти как можно больше примеров того же самого, чтобы подтвердить гипотезу. Тогда и папа будет выглядеть не столь ужасно, а, может, даже и прекрасно. И агрессию будет куда приложить. И так далее... Простите, увлеклась, тема уж очень интересная и актуальная. Если вернуться к вам - когда вы в последний раз говорили "Прости меня"? Искренне? Когда говорили "я была не права?". Или "со мной тоже непросто"? Или "я злюсь"? Когда вы думали о том, почему распались два предыдущих брака, в чем ваша за это ответственность и чем нынешний брак и ваши действия напоминают предыдущие? В таких историях всегда жалко детей. Родители взрослые люди и играют во взрослые игры - сознательно или бессознательно, неважно. А дети становятся пешками в этой игре. Особенно если ими манипулируют, чтобы они заняли чью-то сторону. "Мама хорошая, папа плохой". Для них это ужасно. Они любят обоих. Пожалейте своих детей. Примите свою ответственность. Так страшнее, но, на самом деле, проще: "Если я за что-то отвечаю, я могу что-то изменить. А если я жертва - то ничего не могу". В первом варианте силы намного больше.