Сохранять семью или нет?
Добрый день, с мужем в браке 10 лет, 2 сына, 4 года и 10 лет. Два года назад муж завел другую женщину, встречался, пока я не узнала, сразу признался и сказал, что устал от лжи, и ушел из семьи, причем не к ней, а снял квартиру, говорил, что хочет жить один. С ней продолжал встречи, представил всем друзьям, на развод подавать не хотел, через полгода после ухода я сама подала на развод, все вокруг сказали, что я разрушаю семью. На суде он отказался, суд дал еще 3 мес. для примирения, муж сказал, что планирует вернуться в семью. Его женщина мне пишет, просит прощения, что так жизнь сложилась, чтобы я приняла, простила, и все мы будем строить свои новые жизни, я категорически отказывалась с ними общаться, меня захлестывают эмоции гнева и ненависти, стала встречаться с мужчинами (без интима!!!). Через месяц у нас суд, муж попросил встретиться, поговорить о его возвращении в семью, а его женщина мне написала, что они в очередной раз поставили точки и что он любит детей и это главное. Я только потихоньку стала налаживать свое душевное равновесие и настроилась на новую жизнь, стараясь отпустить обиды, доверия нет, но по-прежнему у меня к нему теплые чувства. Не знаю, что делать, у меня сейчас дикий страх, что попросит прощения и я растаю снова, но боль и недоверие никуда не делись. Смогу ли я его принять, притом мне кажется, что он все это ради детей делает, смогу ли я чувствовать себя с ним счастливой... Ведь одно дело самой восстановиться, другое дело детей снова в пучину эмоций. Причем старший в штыки - папа предатель, он нас бросил, он монстр, общаться с ним совсем не хотел, ни вживую, ни по телефону. Я честно сказала, что хочет поговорить о возвращении, а сын сказал, что категорически против его возвращения, маленький у нас с задержкой в интеллектуальном развитии, не говорит, не понимает. Но после встреч с папой истерики и энурез, нам даже психиатр запретила на время свидания с отцом. Поэтому я очень переживаю, как мне быть? И семью хочу сохранить, если есть шанс, и страшно еще раз сделать больно детям, вдруг он начнет метаться и опять уйдет, в этом недоверие! Подскажите, я не могу принять решение...
Наталья, Россия, Красноярск, 40 лет
Елена Ракитова

Психолог-консультант по системной семейной терапии
Ответ : Прежде всего Вам надо понять - зачем Вам лично мужчина, которому Вы не нужны. "Сразу признался и сказал, что устал от лжи, и ушел из семьи". Он принял решение и вполне однозначно. Мужчину, конечно, всегда можно вернуть, но на чувстве вины, на желании общаться с детьми, на осуждении обществом и так далее. Но нужен ли вам мужчина по всем перечисленным причинам, кроме основополагающих для супругов - любовь, доверие, взаимопонимание, близость? Вы сами догадываетесь, почему Ваш муж не решается на развод: "Мне кажется, что он все это ради детей делает". Так оставьте его отцом ваших общих детей. Не обсуждайте с сыном ваши личные отношения, не вовлекайте в разногласия, это ваши "взрослые" проблемы. Четко держите границы - ваших взаимоотношений (никаких переписок с посторонними женщинами, которые не являются частью вашей семьи), ваших родительских обязанностей (у детей есть мать и отец, всегда будут, вне зависимости от конфликтов друг с другом), вашего личного счастья (позвольте себе мужчину, который будет Вас любить, а не будет рядом из обязанности и чувства долга). Удачи Вам и принятия правильного решения.