Что делать, если родственники оскорбляют?
Добрый день! Ситуация такая: Мне 24, замужем. Раз в месяц или чаще мне приходится ездить с папой и его новой женой на дачу к бабушке (его маме). Ситуация крайне накалённая, так как его жена меня терпеть не может: постоянно говорит моему папе при мне (и не при мне) гадости, прямо в машине обзывает, ищет любые недочеты в моей внешности, и постоянно намекает ему какая я глупая или некрасивая. Я не всегда могу за себя постоять, так как слишком много критики и какого-то презрения. Муж и папа отмалчиваются. Я в последнее время без мужа туда не езжу, но и он не может помочь, он пытается сгладить конфликты, даже если меня "явно оскорбляют". К слову, бабушка тоже ко мне плохо относится. Вместе с новой женой папы пытаются меня опозорить. Например, последний раз они пытались показать папе, что я "неправильно живу " и плохо одеваюсь (со слов папы же). В общем, у них что-то вроде "коалиции" с целью избавиться от меня. Я много раз просила папу, чтоб он меня не брал к бабушке, объясняла, что там ко мне плохо относятся. Но он не слышит. Он считает, что это родственники, их нужно любить и уважать. Что это семья и единственные люди, которым я нужна и которые обо мне заботятся. Он фактически просит, чтоб я с ними ездила. Подробности: бабушка считает, что я должна "как в старые советские времена:)" вкалывать по 24 в сутки на нелюбимой работе. У меня же есть любимая работа, высшее образование и финансово я ни от кого независима, но папа немного мне помогает. Новая жена папы нигде не работает, воспитывает сына от предыдущего брака (10 лет). Насколько я понимаю, она хочет, чтоб мой папа заботился и помогал только ее сыну, а не мне. Сумбурно как-то написала, но как есть... Оскорбления, колкости и попытки высмеять или опозорить (кажется это буллинг называется?) - я скорее всего не смогу ничего сделать, так как считаю, что каждый имеет право думать и поступать как хочет. Но дома, когда я остаюсь одна, меня гложет чувство эмоционального одиночества. После разговора с мужем на эти темы или даже просто мыслей об этой даче я становлюсь агрессивной, начинаю плакать и закатываю истерики мужу (хотя он точно ни при чем). Вопрос вот в чем. Как мне быть? Продолжать это терпеть и стараться справиться со своими эмоциями? Или настоять на своём, что я не буду туда ездить, но тогда, скорее всего, потеряю расположение и поддержку папы!? А мне ее и так не слишком хватает.
Леся, Киев, 24 года
Алла Дмитриева

Психолог, психоаналитический психотерапевт, кандидат наук
Ответ : Конечно, находиться в такой ситуации, как вы описываете, очень тяжело. Вы спрашиваете, как поступить. Думаю, вам стоит вспомнить о том, о чем вы сами писали в письме: что вы взрослый, самостоятельный человек, с семьей, образованием и финансовой независимостью. А взрослый человек имеет полное право не ездить туда, где его оскорбляют и унижают. Даже если близкие считают, что так правильно. Вы пишете, что боитесь, что, отказавшись ездить туда, вы лишитесь папиной поддержки. Но что вы называете поддержкой? Насколько я поняла по вашему письму, отец не пытается остановить свою жену и мать, когда они на вас нападают. Он оказывает вам материальную помощь? Что ж, здесь только вам решать, стоит она всего того, что вы теряете, продолжая подставлять себя под оскорбления. А теряете вы немало. Во-первых, самоуважение и нормальную самооценку. Во-вторых, ощущение себя взрослым и компетентным человеком, поскольку пока не решаетесь себя защитить. В-третьих, отношения с мужем, который сначала слушает все те неприятные вещи, которые о вас говорят, а потом еще и оказывается виноватым, что не защитил вас, хотя в этом случае ваша защита – это ваша задача. Может быть, пора последовать тому принципу, о котором вы писали? Предоставить другим право думать и говорить все, что они пожелают, но тогда и себе предоставить точно такое же право не слушать все это и поступать так, как лучше для вас?