Как общаться с мужем после развода?
Я вышла замуж три года назад, муж на восемь лет старше меня. Знакомы мы были мало, но он уверял меня, что очень хочет семью и ребёнка, всю жизнь мечтал об этом, но все ему не везло с женщинами, все у него чуть ли не проститутки, а вот я ему показалась хорошей домашней девочкой, с которой можно эту семью и создать. У меня тогда не было детей, и я посчитала, что мне очень повезло - мужчина сам хочет семью, и уже в таком возрасте, что понимает все трудности, связанные с семьёй и детьми. Когда я переехала к нему в другой город поменьше, мы тихо расписались, я забеременела, и вот тут началось что-то странное - под любым предлогом он пытался отправить меня домой, будто там отдохнуть надо (а у него маленькая комната без канализации, отопления и даже газа), так что условия для беременной никакие. Говорил, что после рождения ребёнка все сделает. Ребёнок родился, он привез меня домой... где не было сделано ничего. Я с грудным ребёнком оказалась просто в холодном сарае, и он стал говорить - чем тебе здесь плохо, все отлично, и менять я ничего не буду. Ровно полгода показывал он своего первенца, и потом вдруг стал ко всему придираться - я мало делаю всего по дому (а к ребенку он не подходил и по дому не делал ничего, с него хватает, что он выносит грязную воду, больше он ничем не обязан жене помогать), и дальше в ход пошли оскорбления, тут я услышала, что он женился только для того, чтобы родила ему, и он доказал бы всем, что он не хуже других, а сама для него я просто блевотина и кусок... И тут же схватил меня за горло. Я еле вырвалась, а он, проорав, что меня задушит, когда захочет, вышел из квартиры. Я схватила ребенка и вызвала такси, уехала к себе в город среди ночи. На следующий день подала на развод. В суд он не явился, но нас развели. Прошло восемь месяцев, он звонит будто узнать, как ребенок, но тут же переходит на оскорбления, я уже просто не хочу снимать трубку. Как поступить, чтобы он понял, что после того, что он сказал и сделал, я не желаю с ним общаться, а уж выслушивать каждый раз оскорбления тем более?
Дарина, Льгов, Россия, 35 лет
Панфилова Наталья Александровна
Cемейный

психолог
Ответ : Из того, что вы описали, складывается какая-то очень грустная картина. Похоже, ваш муж действительно немного не рассчитал свои силы, когда создавал семью. Про его мотивы однозначно сказать сложно. Может быть, он и что-то доказывал себе или окружающим. А может быть, просто решил попробовать – вдруг понравится. А то практически у всех вокруг были или есть семьи, а у него еще нет. Но его эксперимент как-то не заладился. И теперь он в гневе то ли на ситуацию, то ли на вас. Но, к сожалению, скорее всего не на себя. И ему-то как раз и надо бы начать с себя. Теперь несколько слов о практических советах по текущей ситуации. Я думаю, что вам для начала стоит просто обозначить свою позицию. Т.е., любым способом (по телефону или по почте) сообщить бывшему мужу, что вы готовы с ним общаться только, если с его стороны не будет оскорблений. И как только ваш бывший муж захочет перейти к грубым разборкам, то вы немедленно прекратите разговор. Зачем это нужно? Ваш бывший муж – отец вашего общего ребенка. Он может настаивать на общении с ним и сейчас, и потом. А в вопросах общения с ребенком у разведенных родителей лучше пусть будет худой мир, чем любая война. И еще… Если у вашего мужа сильный стресс после скорого развода, и он никак не может прийти в себя, то нормализация его поведения – это вопрос времени. Главное, вам самой удержаться от встречных грубых разборок. Но, если в течение длительного времени ваш муж будет каждый раз скатываться в оскорбления или угрозы, то, возможно, стоит подумать о каких-то более серьезных способах защиты от этого человека. И, к сожалению, о более жесткой и дальней дистанции.