Нагота - это всегда интимно?
Уважаемый Антон Михайлович, у меня двое сыновей, 6 и 8 лет. Я в разводе, 1.5 года живу в гражданском браке. В моей семье с детства было принято не стесняться наготы. Родители вполне могли ходить в нижнем белье по дому, я сама могла просто голышом идти из комнаты в ванную, не стесняясь. Это было совершенно естественно и никому не мешало. И я теперь в своей семье без задней мысли могу переодеваться при детях, или мыться в душе, пока они чистят зубы... Иногда даже с младшим вместе в ванне можем плескаться.... Мой гражданский муж считает, что мальчики уже становятся взрослыми, и надо это потихоньку прекращать. Что для них это неполезно, и они должны понимать, что есть границы приличия, понятие интимности. И что вообще это странно, что я такой нудист. Дети сами, на мой взгляд, проявляют обычный интерес, как и все другие дети в этом возрасте. Я спокойно с ними все могу обсудить, ответить на вопросы. Никакие они не озабоченные. Но они не стесняются меня, мужа и друг друга. Посторонних стесняются, а дома - нет. Могут голышом ходить вообще, им так комфортно. Муж никогда при них не голый, ведет себя подчеркнуто "прилично". Вопрос мой такой: это правда вредно, что мальчики иногда видят маму голой? Что есть норма? То, что я описала - это странно? Разве нагота обязательно интимна, если она в несексуальном контексте? Я готова изменить свои привычки, если я ошибаюсь, просто мне это кажется каким-то спектаклем, я не чувствую смысла. Что вы порекомендуете? Спасибо.
Оксана, Берлин, Германия, 35 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ :
Вообще, чтобы отвечать на ваш вопрос действительно профессионально, нужно подробно разговаривать о многом. Ведь влияние наготы на детей может быть очень разным, и тут стоило бы много вопросов задавать - о детях, о вас, об их поведении, о ваших отношениях в семье, о том, что вы сами вкладываете в эту наготу и многое другое. Потому что здесь очень много нюансов.
Родители вполне могли ходить в нижнем белье по дому, я сама могла просто голышом идти из комнаты в ванную, не стесняясь. Это было совершенно естественно и никому не мешало.
Возможно, именно для вас, ваших родителей, все прошло достаточно гладко, и так бывает. Но это не гарантия, что так будет у ваших детей.
Бывает, что дети проживают подобное как нарушение своих границ интимности. Кто-то начитает стесняться родителей уже в 5-6 лет, кто-то - в начальной школе (чаще), и редко кто доживает до подросткового возраста, продолжая не стесняться наготы. Но если при этом ребенок видит, что взрослые как бы "не дают шанса" стесняться - ребенок старается соответствовать ожиданиям родителей и старается "не стесняться" (раз мама это не одобряет).
При этом сам ребенок часто может не осознавать в таком возрасте - травмирует это его или нет, чаще он просто пока не понимает еще, как ему, но с возрастом (бывало в практике) дети осознавали, что их нечто подобное травмировало, например. Я к тому, что сейчас то восприятие детей, какое вы видите, может еще не говорить о том, как это проживается на самом деле в глубине.
Я бы сказал, что если годам к 10 ребенок все еще не стесняется ходить голым (перед всеми, включая и родителей тоже) - то тут уже можно говорить о том, что ребенок сам плохо понимает свои границы интимности. И в ряде случаев это приводит к проблемам в личной жизни, к проблемам с социальным поведением.
Хотя может быть и так, что сейчас у вас все действительно в порядке и равновесии. Но вот о дальнейшем развитии ситуации я бы крепко подумал.
И я теперь в своей семье без задней мысли могу переодеваться при детях, или мыться в душе, пока они чистят зубы...
В ряде случаев такое и правда может пройти безболезненно. А может и нет. И я не раз слышал, как именно с этого начинались истории об... инцесте. То есть, по сути, дети сначала воспринимали "все естественно", а потом так же естественно начинали воспринимать свое половое возбуждение при виде матери и всерьез задавали вопросы психологу - "а что, секс с мамой - это действительно так плохо"? То есть, не хочу здесь быть категоричным, но так действительно бывает. Может ли быть такое у вас - трудно сказать без детального анализа всей обстановки в семье.
Такое половое возбуждение уже во вполне осознанном виде может у мальчиков возникать в 9-11 лет. И дальше уже оно практически на уровне рефлекса начинает закрепляться. Раз за разом нагота матери возбуждает, а других источников возбуждения нет (пока ребенок не готов даже встречаться толком с девочками) и мама закрепляется как доступный сексуальный объект, что еще труднее - как основной, который вызывает возбуждение. И потом бывает очень трудно переключиться на девушек своего возраста, потому что сексуальность уже во многом оказалась "завязана" на образ обнаженной матери.
Я не предсказываю, повторюсь, что разбирать такой случай стоило бы индивидуально, но тут о том, что подобный сценарий я видел в практике и вероятно, стоит над этим хотя бы подумать.
Еще один момент - сексуальность мальчиков иначе развивается, чем сексуальность девочек. У мальчиков это развитие порой более бурное. К тому же, вы описываете ситуацию, что мама и папа ходили по дому в белье, но видимо не совершенно обнаженными. А в душе, при переодевании вы - не в белье. И у вас - мальчики, а не девочки. Поэтому сравнение восприятия мальчиков с вашим восприятием, когда вы были девочкой, не очень корректно.
Что для них это неполезно, и они должны понимать, что есть границы приличия, понятие интимности.
Да, жалательно, чтобы они сами это начали чувствовать и определять. А дома у них нет возможности определять, если мама периодами ходит не одетой. Тогда получается, что у них и выбора нет особого - видеть или не видеть, показывать свое или нет. В условиях, когда другие взрослые раздеты или не вполне одеты (т.е. продолжают периодически обнажать интимные зоны) ребенку действительно трудно самому определиться со своими рамками. И иногда это формирование рамок при таких условиях может запаздывать или формироваться несколько в искаженном виде.
Дети сами, на мой взгляд, проявляют обычный интерес, как и все другие дети в этом возрасте. Я спокойно с ними все могу обсудить, ответить на вопросы.
Это прекрасно, но возраст уже на грани. И вот-вот интерес "обычный" может смениться сексуальным, который пока даже может не осознаваться, но может заложить не очень здоровую канву на будущее. Помниите - все же, они мальчики. А вы - женщина. И с определенного возраста (который сейчас у старшего, по сути, уже наступил) действительно в сокрытии интимного есть здоровый смысл - пусть лучше будущая взрослая сексуальность не вокруг мамы формируется.