Я ненавижу общество людей и стараюсь избегать контакта с ними
Здравствуйте, меня зовут Виолетта, мне 14 лет. Я очень трудный подросток, со мной очень сложно общаться моим сверстникам, мне кажется, я психически нездорова. Все называют возраст 12-16 лет лучшими годами жизни, но по моей такого не скажешь, я постоянно нахожусь в депрессии, меня все раздражает, любой малейший поступок может меня вывести из себя, любой взгляд человека, я могу принять за что-то большее, либо человек презирает меня, осуждает или еще что-то. Еще мне часто говорят, что у меня какой-то не такой взгляд, что когда я смотрю на человека, ему становится не по себе, хотя я ничего плохого не думаю. Я ненавижу общество людей, большая их часть меня раздражает, я стараюсь избегать контакта с людьми. В свои 14 я всерьез задумываюсь о мировоззрении и глобальных проблем планеты, я очень люблю поговорить по душам. Семья у меня не идеальная, дома постоянно ссоры, выходя куда-либо, я не имею желания идти домой, каждое утро я просыпаюсь с мыслью, что лучше было бы не просыпаться, мне надоели однообразные дни, я уже на перед знаю, что будет происходить за день, мне очень надоела моя жизнь, еще я очень сильно привязываюсь к людям, с которыми мне приятно общаться, я постоянно накручиваю себя какими-то мыслями, если человек скажет что-то не то, посмотрит не так, даже просто ответит на мою смс не так, как я ожидаю, то у меня начинается своего рода паника, я думаю, что не нужна этому человеку, что уже в конец его достала, я страдаю по любому поводу, мне очень тяжело идти по жизни, любое изменение или расставание дается мне очень тяжело, я не хочу так жить, мне уже самой надоели эти вечные переживания, мои воспоминания меня убивают, физически я все еще жива, а морально я убита. Я просто хочу уехать от всего, от этого усталого места, от своего надоедливого дома, от скучных серых дней, я просто хочу уехать очень далеко и навсегда, либо так, либо просто умереть, я устала мучить себя и остальных, я всех своих друзей постоянно достаю своими проблемами, а у меня их очень много. Я не хочу больше так жить, в мои годы другие люди повидали много чего, а я практически нигде не была, я понимаю, что я всего лишь подросток и не в силах кардинально изменить свою жизнь, поэтому мне легче лишиться этой жизни. Помогите мне решить эту проблему, пожалуйста.
Виолетта, Россия, 14 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Давайте разберем то, что Вы описали. Депрессия. Раздражительность. Социальная тревожность. Мнительность. Уход в себя, аутистические черты. Ненависть к окружающим. Монотония. Болезненная привязанность к другим людям. Одиночество. Тревожные навязчивые мысли. Ригидность, неготовность/сопротивление к переменам, изменениям. Как Вы понимаете, прежде чем оказывать помощь, нужно поставить диагноз. Если у Вас депрессия, ее надо выявить (вид, глубина, продолжительность, есть ли сопутствующие расстройства, например, расстройства настроения, тревожные расстройства, социофобия и др). Пройти тесты (шкала депрессии Бека), также тест на тревожность Спилбергера-Ханина, тест «Социальный интеллект» Гилфорда. Есть разные подходы (если мы остановимся на депрессии), например когнитивно-поведенческая терапия, которая включает в себя психологическую компетенцию, когда Вы учитесь понимать связь между мыслями, чувствами и поведением, мониторинг настроения (ведение дневника настроение, когда Вы связываете эмоции и мысли), обучение радости (создание списка ежедневной деятельности или событий, в чем есть источник притяжения и радости), методы активного времени (физические нагрузки) и когнитивной реструктуризации (выявление когнитивных искажений и негативных моделей мышления и замена их более реалистичными и/или положительными способами мышления). Социальная жизнь, коммуникации, разрешения конфликтов, навыки решения проблем, - всему этому тоже надо обучаться со специалистом. Есть экзистенциально-аналитическая терапия депрессии. Особое внимание уделяется терапевтическим отношениям. Они должны быть проникнуты теплым, понимающим и принимающим чувством. Депрессивный пациент в большой степени живет прошлым. У него мало актуальных отношений, позволяющих установить близость с жизнью, все его отношения преимущественно дистантные. Поэтому надо обращаться к настоящему. Поддержка намерений пациента сохранить способность к выполнению хотя бы небольших задач дает ему возможность завязать отношения с жизнью. Нужно разработать с пациентом личные способы обращения с негативными чувствами и такими тягостными состояниями, как отсутствие радости. Это важно, поскольку в обычных условиях радость помогает нам, обозначая области, где мы оказываемся ближе всего к жизни. Важна установка, что само совершаемое действие тоже имеет ценность, которая, скорее всего, более значительна, чем кажется. Депрессивные пациенты склонны обесценивать все собственное (дела, результаты своих действий, достоинства и пр.) либо воспринимать как норму («так и должно быть»), при этом они утрачивают открытость по отношению к ценности, которой реально обладают. Вам стоит обратиться к психологу/психотерапевту, посмотрите бесплатную помощь специалистов в своем городе. Также рекомендую книгу Дугласа Райли "Подростковая депрессия".