Чувство вины по отношению к маме
Здравствуйте, Помогите, пожалуйста, избавиться от чувства вины. Дело в том, что в последнее время мне становится все сложнее и сложнее общаться с моей мамой (маме 47 лет, красива, ярка, обустроена, хорошая работа, но после второго развода 6 лет одна, не считая не сложившихся отношений с несколькими хорошими мужчинами). Мы довольно близки и всегда были близки, очень многое вместе прошли, везде были вместе. Хотя, несмотря на близость, скандалы и унижения между нами случались время от времени. Доходило до драк. Мама довольно сложный и вспыльчивый человек. В последние 2 года я живу отдельно с мужем в собственной квартире и никак от мамы не завишу. Я замечаю, что с мамой все меньше и меньше становится общего. Мне становится не о чем с ней общаться. Ее взгляды на жизнь мне кажутся ужасно эгоистичными, а она - огромной эгоисткой. Я могу ей о чем-то рассказывать (что меня очень волнует и нужен ее совет), а она может просто начать говорить про что-то, что ей интересно, полностью меня проигнорировав. В общем, мама не хочет особо посвящаться в мои проблемы, обсуждать интересующие меня вещи, зато своими грузит меня по полной программе. Если надо что-то сделать - я всегда на подхвате. Раньше я помалкивала, а в последние несколько месяцев каждый раз, когда я с ней не согласна в том, как она со мной обращается, стала говорить ей об этом прямо. Вместо нормальных обсуждений обычно следует скандал. И ужасно то, что после этого я чувствую большое чувство вины, и мне кажется, что я всегда виновата перед ней, даже если умом я понимаю, что это не так. Чувствуется какая-то психологическая зависимость... Помогите советом. Так же не должно быть? Благодарю за ваше время и ответ.
Евгения, Москва, 26 лет
Примакова Виктория
Социальный

психолог, психолог-педагог
Ответ : Родителей не выбирают, я думаю, Вы это понимаете. Вы пишете, что последние 2 года живете отдельно и никак не зависите от мамы. И начали замечать, что ее взгляды Вам чужды, а она отдаляется. Видимо, Вы находитесь на такой стадии взросления как "разъединение" с матерью. Этот этап в норме должен пройти каждый человек, у кого-то это происходит в 16, у кого-то - в 45 лет. У Вас это вполне естественным образом начало происходить после замужества. Важно, чтобы Вы понимали, что Ваши чувства (а именно: непринятие каких-то маминых поступков, отнюдь не безоговорочное подчинение ей, умение высказать свое мнение, которое отличается от ее мнения и т.д.) - это все естественные, нормальные реакции. Дело в том, что изначально каждый ребенок идеализирует мать. Она для него самое близкое существо, чуть ли не святое, которое вроде как и ошибиться не может, и всегда право. Поэтому каждый из нас старается пресекать собственные мысли по поводу того, что мама может быть неправа. И недовольство матерью, неприятие ее позиции нас пугает, мы испытываем чувство вины. Евгения, Вам необходимо понять, что как раз-таки тот факт, что Вы видите ее недостатки, говорит о том, что Вы повзрослели, что Вы становитесь отдельной личностью, что Вы не стоите на месте, а развиваетесь. И вполне естественно, что какие-то ее фразы, какое-то поведение может Вам не нравиться или вызывать в Вас протест. Вам же не можете нравиться все, что делает тот или иной человек. У Вас собственные взгляды на жизнь, и они могут кардинально отличаться от взглядов окружающих. Сейчас Вам нужно понять, что чувству вины здесь места нет. Вы как будто вините себя за то, что Вы - личность, с собственными идеалами, ценностями и мнением. Наоборот, гордиться собой надо. А Вы этого стыдитесь. С другой стороны, не забывайте, что она все-таки Ваша мама, самый родной человек. И ее вряд ли изменишь. То, что, как Вам кажется, она стала эгоистичной и самолюбивой, это не означает, что изменилась она. Скорее всего, изменились Вы. И поэтому начали эти ее качества замечать. Тут важно научиться принимать ее такой, какая она есть. Вы же будете любить, к примеру, своего щенка, даже если он написает в Ваш тапок. И не перестанете любить и поддерживать своего ребенка, даже если он принесет двойку. Это называется безусловной любовью: несмотря ни на что. Так любят своих детей родители, так любят своих родителей дети. Не пугайтесь собственных мыслей и чувств, но и не забывайте, что мама у Вас одна. И какая бы она ни была, она все равно остается Вашей самой любимой и самой родной мамой. Если захотите поработать лично, обращайтесь.