Ответ :
Начнем с самого начала. Что такое воспитание? ВОСПИТАНИЕ – ЭТО МИФ. Можно говорить о тренировке тела, об усилении восприятия, о тренировке памяти, о формировании навыков. Но всё это – обучение, а не воспитание. Можно обучить человека определенной системе понятий, но нельзя заставить человека их применять. Можно ознакомить человека с тем, что Вы считаете добром и злом. Но НОРМАЛЬНЫЙ человек всегда решает САМ, что есть что, и что применить к себе. Человека надо не воспитывать, а способствовать его формированию. Именно способствовать, а не заставлять!
Послушание – это страшная вещь. Это означает, что человек должен отказаться от собственных решений и намерений, а отказавшись от этого, человек теряет сам себя. «Но дети же должны слушаться!» - говорят родители. Не должны они слушаться, это взрослые их должны мотивировать на принятие необходимых решений. Но делать это дети должны по собственному почину. А поощрения и наказания могут давать ожидаемые результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться, прежде всего, понять, почему он поступил так, а не иначе. Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним. Значит, поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить Ваше одобрение, доверие, уважение, а в наказании учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем. Наказанный ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся. При всей, на первый взгляд, противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему.
Так что же делать? Любить! Просто любить! И на этом фоне совместно выработать правила, которые ребенок СМОЖЕТ выполнять, а не требовать от него «тупого» выполнения кем-то навязанных схем. Не заставлять, а объяснить: «Я понимаю, что тебе тяжело высидеть 45 минут на уроке, ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЛОЖНО, но давай подумаем вместе, что может тебе в этом помочь?». Можете мотивировать ребенка на это ожиданием совместных вечерних игр, поездкой в какой-нибудь центр, или просто тем, что ему будут вечером принадлежать 1.5 ЧАСА ВАШЕГО ВРЕМЕНИ. Вы даже не представляете, какие чудеса творят с нашими детьми эти совместно проведенные часы. Дайте ребенку понять, что Вы уважаете его проблемы, и вместе с ним заинтересованы в их решении.
А каковы могут быть причины? Часто нежелание учиться связано у ребенка напрямую с личностью учителя. С его умением или неумением поддерживать интерес ребенка к изучаемому предмету и сохранению доверительных отношений. Вы можете сказать, что учителя сейчас сами ни на что не мотивированы. Я с этим согласна! НО ДЕТИ В ЭТОМ НЕ ВИНОВАТЫ, они являются страдающей стороной в этом хаосе перемен. Еще одной причиной может быть внутренняя проблема в семье, которую ребенок чувствует на уровне интуиции, он понимает, что не все в порядке и подобным поведением стремится привлечь внимание значимых взрослых. Многие родители «грузят» ребенка идеальными примерами: «Вот Саша отличник, и маме помогает, и в классе первый!». И в этом случае у ребенка возникает естественное желание сделать все наперекор. Поэтому, уж если Вы и хотите привести примеры, то это должны быть признанные «кумиры», опережающие ребенка в развитии на десяток шагов. Например, «Ты же видел, как старался учиться твой дядя». Следующий фактор влияния - как правило, самооценка матери и её ребенка довольно часто совпадает, поэтому очень важно говорить своему сыну или дочери: «Я не сомневаюсь, что ты сможешь, что у тебя получится», «Ты так ведешь себя не потому что ты плохой, я уверена в этом, просто есть какие-то причины, которые мы не знаем, давай попробуем решить проблему вместе». Конечно, сейчас я привела грубый пример. Каждая мать знает «подходы» к своему ребенку, но стратегия поведения должна быть именно такой.
И еще. Мне кажется, что в Вашем случае потеряна какая-то внутренняя связь с мальчиком, и именно поэтому предпринимаемые меры не приносят ожидаемого результата. Могу осторожно предположить, что мальчик провоцирует взрослых таким способом на общение и внимание к себе. Возможно, он считает такой способ единственно возможным.
С уважением, Виктория Фадеева