Жена не понимает, что ее поведение приводит к ссорам
Добрый день! С женой отношения уже 5 лет. Есть 2 маленьких детей. Последние 2 года часто ссоримся (и все чаще). Основные ссоры из-за родителей. Ей не нравится, что моя мама ей иногда делает замечания, не нравится ее тон и отношение. Хотя сама жена тоже маме резко отвечает, они часто ссорятся. Живем с родителями отдельно, но они приезжают иногда в гости и очень много нам помогают. Жена же видит только негатив. Потом жена постоянно мне говорит гадости про маму. Даже когда не видит ее полгода-год, при каждом удобном случае напоминает. При любой ссоре, сразу начинает про них говорить и вспоминать старые обиды, даже если это совсем не относится к теме ссоры. Она уже и обещала, что не будет вспоминать про нее, но все равно делает это. И, похоже, это не исправить. Договоры она постоянно нарушает, я уже просто потерял надежду на ее счет. Плюс частые бытовые ссоры по мелочам. Я ей делаю рациональные замечания, она вроде соглашается, но все равно продолжает делать по-своему. Одно да потому каждый день. А потом удивляется, почему я раздражаюсь по пустякам. Если с 50-го раза человек не понимает, даже самый спокойный не выдержит. Не могу понять - почему она видит, что это приводит к ссорам, и не может поменять мелочи какие-то? В каждой ссоре она не слушает мои претензии, а сразу перекидывается обвинять меня и моих родителей. Т.е. конструктивной беседы не получается. Ее задача - побольнее меня уколоть. Поэтому проблемы не решаются, а только усугубляются. Можем несколько дней не разговаривать. Ссоры сильные, иногда хочу развестись с ней, потому что вижу, что ничего не меняется. Надоело жить в стрессах и ссорах, хочу нормальной жизни. Если бы не дети, давно развелся бы. P.S. Когда не ссоримся, отношения нормальные, но не ссориться не получается. Что можете посоветовать? Спасибо.
Егор, Москва, 34 года
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ :
Ей не нравится, что моя мама ей иногда делает замечания, не нравится ее тон и отношение
В принципе, ваша жена имеет право отстаивать свою территорию. А почему другой человек, не являющийся хозяином дома, приходит в дом и делает там хозяйке какие-то замечания? Это, по сути, насилие - навязывание своих представлений, своих мнений, своих решений и по сути попытка вашу жену обесценить. Ведь ее решения, мысли, способ ведения хозяйства подвергаются непрошеной критике. Непрошеной - ключевое слово. Каким бы тоном она ни была сказана - ваша жена имеет право не выслушивать ничьи замечания в собственном доме, и ее реакции в этом плане вполне можно понять.
Живем с родителями отдельно, но они приезжают иногда в гости и очень много нам помогают.
А ваша жена в этой помощи нуждается? Она могла бы без нее обойтись? Возможно, могла бы. И тогда выходит, что эту помощь ей навязывают, а потом принуждают еще и быть благодарной за то, что ей было не нужно. Подумайте, так ли это. Возможно, это поможет вам взглянуть несколько иначе на ситуацию. С другой стороны,
Потом жена постоянно мне говорит гадости про маму. Даже когда не видит ее полгода-год, при каждом удобном случае напоминает.
А вот тут вы уже имеете право ее спросить, зачем она вспоминает это позднее и чего хочет добиться. Иногда помогает простой вопрос - "зачем ты мне сейчас об этом говоришь, чего бы ты хотела от меня, какой реакции?" Возможно, ваша жена так и не получила от вас никакой поддержки, а вы вместе с мамой ее осуждали. Возможно, она чувствует себя преданной вами, считает, что вы предпочли мнение мамы ее мнению, жены. Так ли это или нет - можно выяснить только в диалоге, спросив ее прямо.
Она уже и обещала, что не будет вспоминать про нее, но все равно делает это. И, похоже, это не исправить.
На самом деле это довольно легко исправить у психолога, если разобраться толком, какая там невыплеснутая энергия стоит за этим вспоминанием, какая внутренняя проблема вашей жены подливает масла в огонь. Если она сама захочет этого - не вижу здесь никакой серьезной проблемы, такие ситуации многие психологи успешно помогают разрулить.
Плюс частые бытовые ссоры по мелочам.
Ссор по мелочам не бывает. Мелочей вообще нет, точнее - на мелочи человек никогда не будет эмоционально реагировать. Мелочь - то, что нас НЕ раздражает. Если вас раздражает или жену - то для вас это уже не мелочь. На обоих моих сайтах (ссылки в профиле здесь на клео) есть статья "Краткий учебник семейных конфликтов" - там подобные вещи (про мелочи, бытовые ссоры, основные сценарии конфликтов и их решения) описаны подробно. Можете почитать, многое возможно станет яснее.
Не могу понять - почему она видит, что это приводит к ссорам, и не может поменять мелочи какие-то?
Возможно, ссоры ей для чего-то нужны на бессознательном уровне. Пример: если вы на нее мало реагируете эмоционально, не обращаете на нее внимания, не проявляете чувств, то человеку порой хочется хоть каких чувств, и сам факт ссоры все еще говорит, что вам на нее не наплевать, что вы еще не равнодушны к ней. Такие вещи, как правило, человеком делаются бессознательно, а не от какого-то злого умысла.
В каждой ссоре она не слушает мои претензии, а сразу перекидывается обвинять меня и моих родителей. Т.е. конструктивной беседы не получается. Ее задача - побольнее меня уколоть.
А вы уверены, что ваши "рациональные замечания" и претензии не воспринимаются ею как попытка побольнее ее уколоть, на что следует реакция защиты нападением? Вы у нее спросите - как она воспринимает ваши претензии? Об этом, кстати, тоже есть в статье... Почитайте вместе, возможно, вы научитесь проходить через конфликты иначе.