Как решить взаимные претензии в супружеской жизни?
Здравствуйте! Хочу попросить совета, помощи. Замужем уже 5 лет, и все эти годы у нас с мужем, несмотря на взаимную любовь, есть проблемы. Причем меня в нем устраивает почти все - кроме бытовых моментов, за что его порой пилю. А его не устраивает один, но очень глобальный недостаток - называет меня агрессивной. Я сама своей агрессии не ощущаю, ну подняла голос, когда в плохом настроении или когда что-то болит - с кем не бывает, мы же не роботы. Но он мне этого не прощает, становится жестким, замкнутым, а несколько раз и намекал, что такое может привести к окончанию брака. Я делала усилия над собой, старалась контролировать речь - чтоб всегда ровно. Но он говорит, что я прямая и не женственная. В такие моменты присутствует ощущение бессилия - мне-то кажется, что я работаю над собой, а он в итоге говорит, что все так же и он с трудом терпит такие отношения, и, мол, он жертва этой ситуации. Нужно добавить, что у меня постоянные проблемы со здоровьем, из-за этого я часто не в настроении, что, естественно, не улучшает климата в нашей семье, а только наоборот. Спасибо.
Ольга, Россия, Калининград, 33 года
Елена Ракитова

Психолог-консультант по системной семейной терапии
Ответ : Вы начали с того, что Ваша с мужем любовь взаимна. При этом утверждаете, что его не устраивает Ваша женственность, которая кажется ему агрессивной и прямолинейной, а Вас не устраивают бытовые проблемы с его стороны, что является, в общем-то, большой частью совместной жизни. И тогда - в чем же заключается ваша взаимная любовь, когда Вы оба не принимаете друг друга и не пытаетесь найти ту золотую середину, при которой совместная жизнь может быть в радость? Может быть, взаимная любовь - это движение навстречу друг другу? Для того, чтобы начать такое движение я хочу порекомендовать Вам с супругом технику заключения супружеского контракта. Вместо того, чтобы четко исполнять пожелания супруга, попробуйте договориться о приемлемом уровне общения, которое не будет изводить Вас (контролировать высоту собственного голоса - это непростая задачка, прямо скажем). Возьмите лист бумаги и заключите двухсторонний договор. Перечислите по пунктам сначала его требования к Вам, потом Ваши к нему. Каждый пункт обсудите за столом переговоров. Например, объясните как Вам сложно понять нечеткую претензию к тому, как Вы выражаете свое недовольство. Договоритесь о простых и понятных для исполнения требованиях. Что конкретно должен делать муж в бытовых вопросах, чтобы не вызывать Вашу агрессию? В процессе переговоров старайтесь идти друг другу на встречу. Поставьте дату и подпись - все, как при заключении настоящего контракта. Пожмите друг другу руки, вы же партнеры! Повесьте контракт на холодильник. Такой способ поможет вам начать открытый диалог друг с другом, вместо "догадок", что конкретно имел в виду Ваш супруг. Удачи Вам!