Не могу простить былую обиду свекрови
Я, впервые за 15 лет супружеской жизни, поругалась со свекровью. Вернее ругалась она, а я и мой муж оказались облиты грязью. С тех пор я на нее очень обижена, даже слушать о ней не хочу. Недавно у нее умер муж, так теперь ее сын стал для нее единственным утешением. А я не могу после этого слушать, как она плачется в трубку телефона. Сначала мы стали врагами, теперь ищет в нас поддержки. Как мне простить ее? И надо ли?
Елена, Усть-Кут, Россия, 33 года
Екатерина Кондратьева

Психолог-консультант
Ответ : Вы сомневаетесь в необходимости прощения и восстановления отношений между вами и свекровью, это может происходить по нескольким причинам: 1. Возможно, вы испытываете чувство вины, из-за того, что вас раздражают звонки человека, понесшего серьёзную страшную утрату. Вы это осознаёте, скорее всего по-человечески понимаете, что по идее в такие моменты люди забывают о былых ссорах и просто поддерживают горюющих людей. Но не готовы переступить через собственную обиду, и вас, в принципе, утрата обидчика не очень трогает, и в этой точке может появляться чувство вины или неловкости за свою чёрствость. Также вы можете испытывать в данной ситуации некое чувство моральной сатисфакции. Быть может, муж провоцирует эти эмоции, взывая к вашему состраданию. 2. Второй причиной ваших сомнений может быть неуверенность в том, что вы столь сильно обижены свекровью, чтобы не прощать её столь долго и в столь тяжелое для неё время. Попробуйте разобраться в ваших эмоциях, что заставляет вас сомневаться, надо ли прощать или не надо? Прислушайтесь к себе, хотите вы восстановления отношений или нет? После этого можно подумать о том, что каждый человек имеет право на ошибку и, если ссора, которая вас так обидела была единственной за столько лет, возможно, действительно могла быть ошибкой со стороны свекрови. Возможно, то, что на вас было «вылито» тогда, было сказано в пылу эмоций. Попробуйте понять, что могло привести к такому поведению тогда вашу свекровь. Быть может, вы найдёте что-то, что поможет вам хоть немного понять причины той ссоры. Попробуйте хоть на несколько минут представить то, что она сейчас испытывает, соотнесите её состояние и потерю с силой вашей обиды, представьте себя в подобной ситуации. Как вы бы чувствовали себя, оказавшись без поддержки в сложное время утраты партнёра. Хорошей техникой проживания обиды может стать письмо, написанное вами свекрови честно и откровенно, опишите в нём всё то, что вас обидело и обижает до сих пор, расскажите ей о своих эмоциях. Написав его, прочтите, прочувствуйте ещё раз. Последите за вашими эмоциями. Если они будут столь же сильны, пишите ещё и ещё, до тех пор, пока эмоциональный заряд у вашей обиды не иссякнет. Тогда вы можете собрать ваши письма и поступить с ними ритуально, по своему усмотрению. Можете их сжечь, развеяв по воздуху вашу обиду, не оставив от неё следа; можете собрать их в коробку и убрать в дальний угол, сделав их вашим жизненным опытом и багажом, благодаря которому вы развивались как личность, потому что наверняка эта обида, пережитые эмоции изменили вас как личность, научили вас чему-то. Если же желания прощать у вас нет, то это тоже вполне приемлемо. Вы имеете право быть такой, какая вы есть. Главное, не сомневайтесь в собственном выборе. Если не готовы прощать, то не прощайте, но и не вините себя за это. И напоследок замечу, что ваша обида совсем не обязательно должна перетекать в область общения мужа с матерью, это их общее дело, которое вы можете обходить стороной и не вмешиваться. Удачи!