Добрый день! Подскажите, как помочь выйти 5-летней дочери из неприятной ей "дружбы" с девочкой в группе? История такая: сначала дочь жаловалась на то, что эта девочка мучила ее своеобразными играми, бегала за ней со словами "я тебя съем". Я сама видела один раз эти догонялки, но так как они сопровождались смехом, я не придала этому значения. Хотя проговаривала дочери, что если "ты не хочешь играть в такие игры, нужно просто не бегать, а остановиться и сказать, что это тебе не нравится".
Спустя какое-то время дочь стала рассказывать, что дружит с этой девочкой. Но в скором времени выяснилось, что она пошла на это, чтобы та ее не мучила (не щекотала мою дочь, не дергала за косички, не пыталась драться с ней, если что вдруг идет не по ее намеченному плану).
Поэтому теперь я слышу рассказы, что дочери приходится играть в игры, в которые она не хочет, что если пытается уйти к другим девочкам поиграть, то ее "подруга" физически пытается удержать ее. В общем, моя дочь боится реакций "подруги", дружить с ней не хочет, в садик даже не хочет из-за нее ходить.
На сегодня я ей дала совет не бояться, говорить вслух этой девочке о том, что ей не нравится и что дружить с ней не хочет. И что в целом нужно делать то, что ей нравится, и дружить с тем, с кем реально хочет. Но не знаю, как поведет себя дочь сейчас, если изначально не пресекла это отношение к себе на корню.
Стоит обратиться к воспитателю за мониторингом этой ситуации?
Из письма видно, как Вы сопереживаете дочери, стараетесь помочь ей адаптироваться в детском коллективе, преодолевать возникающие препятствия и сложные ситуации. Ваши рассуждения и советы дочери в отношении сложившейся ситуации логичны и продуктивны.
Структурируем их. Какие виды ресурсов и помощи может привлечь малышка.
1) Помощь взрослого. Всегда можно обратиться за помощью и поддержкой к воспитателю. Когда Ваша дочь чувствует, что ее интересы игнорируются, а границы нарушаются, и она самостоятельно затрудняется дать отпор кому-либо, нужно просить помощь у взрослого (воспитателя). Возможно, Вам стоит заранее предупредить воспитателя о ситуации, которая Вас беспокоит.
2) Ваша дочь старается обозначать свои границы, не нарушая границ окружающих. Вы поддерживаете ее в этом. Вы советуете, а она старается говорить в какие игры играть не хочет, с кем хочет играть, а с кем - нет.
3) Формирование личностных границ. Быть в контакте со своими эмоциями, желаниями.
Проанализируйте, как в семье разрешаются похожие ситуации? Получается ли у девочки отстоять свои интересы дома? Какой у нее опыт? Какой пример старших она видит? Нет ли крайностей в вопросах воспитания: слишком идеальные условия также могут затруднять взаимодействие ребенка с миром. Следует поощрять девочку решать вопросы, которые ей по силам решить (это касается не только конфликтов, а самостоятельности в целом), давая понять, что она всегда может рассчитывать на вашу поддержку.
Обратите внимание на способы проявления эмоций дочкой. Всегда ли она готова проявлять их? Весь ли спектр переживаний (и позитивных, и негативных) она свободно может выражать? Проговаривайте с ней ее переживания в различных ситуациях, переживания других людей. А также обсуждайте эмоции различных персонажей сказок в разных ситуациях. Проводите параллели с ее переживаниями в жизни.
Помогайте ей увереннее опираться на свои внутренние ощущения относительно различных ситуаций.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна