Здравствуйте. Хотелось бы проконсультироваться по вопросам детской психологии. Дочке 3 года 2 месяца. Девочка довольно общительная, но играет не со всеми, как-то по своему выбирает, с кем играть. Да и не игры это, просто она начинает бегать за ребенком, с которым играет, и все повторять за ним. Такое чувство, что своего мнения нет совсем.
С сентября пошли в садик. И тут всплыли мои детские проблемы с общением, хотя я их не особо помню. Я все время боюсь, что она будет "третьей лишней".
Пошли на гимнастику, она у нас рядом, и оказалось, что еще двое ребят туда ходят. Причем эти мальчик и девочка друзья, у них и мамы дружат. И вот после занятий мы все вместе идем домой, моя дочка мальчику говорит: давай за ручку пойдем. А тот ей руку не дает, а дает второй девочке. В общем, мне обидно ужасно за нее. Боюсь, что и в саду такие же ситуации, хотя про сад она не рассказывает толком. Там вроде тоже есть мальчик, который с того года дружит с девочкой, а в этом году моя еще хочет дружить с ним. И иногда у нее проскальзывает, что Леша со мной не дружит, а дружит с той девочкой.
Вопросы такие: Травмируют ли ребенка такие ситуации, когда ему предпочитают другого? У дочки есть пара друзей на улице, и вдвоем они играют хорошо, но когда подходит кто-то третий, моя дочь подходит ко мне и стоит со мной. Ревность? Из сада я забираю ее в обед, и еще одну девочку забирают, и мы идем гулять. И та девочка тоже убегает к мальчику помладше, а моя с ними не играет, потом набегается и идет играть с моей, и моя с радостью принимает и играет.
Продолжать ли водить на гимнастику, ставя ее изначально в ситуацию, где она лишняя? Нормально ли, что она бегает за ребенком, все повторяя за ним? Могу ли я чем-то помочь? Я понимаю, что это какие-то мои комплексы. Дочери о своих мыслях вроде не говорю, но меня просто разрывает от обиды за нее.
Думаю, что в Вашей ситуации целесообразно разделить темы «третий лишний» и «занятия гимнастикой».
Вы задаете вопрос: стоит ли водить дочь на гимнастику? Но о самих занятиях информация отсутствует. Что это за занятия? Нравится ли девочке заниматься гимнастикой? Получается ли у нее? Хочет ли она посещать занятия? Ответьте себе на эти вопросы, и станет понятно: нужно ли водить ребенка на занятия гимнастикой.
Тему «третий лишний» рассмотрим с разных сторон.
• Предположу, что ваши отношения с дочерью теплые и близкие, между вами прочная связь. Вам комфортно в компании друг друга. Вопрос: а как папа участвует в жизни дочери? Как выстраиваются ваши взаимоотношения втроем? Проанализируйте эту сторону вопроса. Соотнесите со своими способами взаимодействия с окружающими.
• У детей трех лет игра только начинает формироваться, до этого момента они играют рядом. Это возрастная норма. Ваша дочь выбирает, с кем ей играть «как-то по-своему». Позвольте ей получить свой опыт. Также актуально Ваше наблюдение о том, что дети трех лет чаще играют с теми детьми, с чьими мамами дружит или общается их мама.
Лучше понять процесс формирования детской игры, а также различать игры, в которых требуются партнеры, а в каких – нет, Вам поможет книга Кравцовой Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника».
• Как Вы верно отметили, процесс воспитания детей заставляет родителей встретиться со своими детскими переживаниями и травмами. Выход один - решить их в работе с психологом.
Рекомендую Вам очную работу с психологом.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна