Добрый день! Дочке 10 мес. Проблема в том, что с 6 мес. она стала бояться взрослых и детей, которые к ней подходят и обращаются. Она играет в песочнице с другими детьми рядом, бегает за ручку со мной среди других детей на площадке, просится сама в игровую комнату и играет там со мной, но как только кто-то близко подходит - начинает плакать и карабкаться на меня. Я спокойно объясняю, что это, например, "мальчик, он тоже играет и его не нужно бояться." Но все безрезультатно. Вот уже 4 месяца наше пребывание "на людях" заканчивается стрессом для дочки и меня. Я болезненно переживаю, когда каждый день говорят: "девочка боится, не подходи к ней". Практически с рождения я брала дочу везде с собой: в магазины и пр., когда она еще никого не боялась, чтобы привыкла к обществу, но оказалось напрасно. Живем мы с папой, сыном, бабушкой и дедушкой в частном доме. Все началось с того, что малышка испугалась нашего родственника. Она сидела у меня на руках, когда он подошел и что-то сказал ей. С тех пор у нас все так. Я купила ей куклу-пупса, так она ее боится. Попробовала поставить ролики, где дети играют - реакция была та же.(((( Прошу Вашего совета. Как помочь дочке преодолеть барьер в общении? Большое спасибо неравнодушным к нашей проблеме.
У детей имеются периоды, когда присутствие мамы особенно важно. У родителей эти моменты вызывает непонимание. Вроде вчера ребенок готов был отпустить мамину руку и бежать исследовать мир, а сегодня плачет и не отпускает маму от себя. Такие периоды приходятся приблизительно на 8 месяц и после двух лет. Дело в том, что развитие ребенка - скачкообразный процесс. И ребенок словно проверяет, не денется ли куда-нибудь мама, если он проявит больше самостоятельности. Эти этапы развития следует иметь в виду, относиться с пониманием, поддерживать ребенка. Это в теории. В жизни же все ситуации уникальны, нужно учитывать еще и влияние текущих событий на развитие ребенка.
Ваша малышка испугалась родственника в возрасте 6 месяцев. И даже если Вы объективно понимаете, что опасности для нее не было, она почувствовала испуг. В любой страшной для малышки ситуации уместнее принять ее переживания, озвучить их, поддержать дочку. Возьмите ее на руки, расскажите об источнике ее страха, продемонстрируйте ей свою уверенность, готовность взять ситуацию под контроль. В случае же, если часто обесценивать переживания ребенка, то формируется ощущение, что ее не принимают (или принимают только жизнерадостной, послушной), не понимают, не защищают. Проживание отдельных эмоций со временем может сместиться в психосоматику, частое переживание тревоги.
Еще немного теории. Совместная игра появляется у детей после трех лет. До этого времени они играют рядом, что мы и наблюдаем у Вашей дочери.
Чтобы глубже понять мотивы поведения своей дочери рекомендую к изучению пирамиду потребностей Маслоу. Удовлетворение физиологических потребностей и потребность в безопасности лежат в ее фундаменте, на котором базируются другие потребности (социальные, познавательные и другие). Важно! Пока не удовлетворены более фундаментальные потребности, удовлетворение следующих либо не представляется возможным, либо они удовлетворяются частично.
Опираясь на эти знания, Ваша ситуация выглядит следующим образом. Малышка не чувствует себя в безопасности в полной мере, так как у нее недостает ресурса справиться с пережитым испугом. От Вас она тоже не может дополучить этот ресурс, так как Вы ей пытаетесь объяснить, что нет ничего страшного и стремитесь ее социализировать. Ее страх усиливается, одновременно усиливая и Вашу тревогу, и ощущение беспомощности. Получается, что чем больше Вы стараетесь, тем сильнее усугубляется ситуация. Необходимо разомкнуть круг. И сделать шаг в сторону из этой колеи предстоит именно Вам, как человеку, имеющему возможности и ресурсы разрешить ситуацию. Для этого посмотрим на ситуацию под другим углом зрения.
Читая Ваше письмо, складывается впечатление, что вопрос общения, коммуникации дочери чрезвычайно важен для Вас. Вы везде носили ее с собой с мыслью о социализации, Вы переживаете из-за реплик других мамочек на площадке, хотя они (реплики) выглядят уместно в данной ситуации. Исходя из этого рекомендую обратить внимание на следующие моменты.
• Исследовать с семейным психологом свои установки в отношении коммуникации, общения. Найти контакт с гармонией и спокойствием внутри себя.
• Проконсультироваться с педиатром. Найти для дочери оптимальный баланс взаимодействия с окружающими, исходя из ее возраста, темперамента, черт личности, свойств нервной системы.
• Не настаивать на ситуациях, которые пугают Вашу дочь. Выкажете ей больше принятия, поддержки. Опираясь на Вашу поддержку и принятие, ее психика преодолеет имеющийся страх, и малышка сама начнет проявлять инициативу.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна