Ребенок 1,9 лет мало и плохо разговаривает, при этом, находясь в хорошем настроении, может сказать слово "дай", но в основном подходит к нужной вещи, указывает на нее и орет, либо мычит. Как себя вести? Все советуют не давать вещь, пока не попросит словами.
Пробовала этот метод: дочь плачет, доходит до истерики. Всхлипы, сопли, слюни, слёзы и т.д. Может истерить и час. Больше часа я не выдерживаю (пробовали 2 раза). Боюсь, что я расшатываю нервную систему ребенка.
Как быть?
P.S. Над речью работаем, много занимаемся развивающими играми, хожу и всё постоянно поговариваю четко и ясно. К неврологу пойдем в 2 года, словарный запас около 15 слов плюс 15 слов-звуков (вместо кошка говорит мяу, вместо собака гав и т.д.).
У каждого ребенка свой темп развития. У кого-то процесс идет плавно, а у кого-то скачкообразно. И для того, чтобы произошел качественный скачок, нужен некоторый период накопления опыта. Иногда может казаться, что в эти периоды ничего не происходит. Это иллюзия. Нужно понять своего ребенка, подстроиться под темп и особенности усвоения информации, формирования навыков.
Как Вы верно заметили, обучение легко продвигается, опираясь на хорошее настроение и заинтересованность. Вы пишете, что ребенок в хорошем настроении легко произносит слова без Вашего вмешательства. Можно предположить, что, когда Ваша дочь что-то требует и капризничает, то таким способом она пытается привлечь Ваше внимание. И она вовсе не настроена в данный момент на исследование мира. Постарайтесь проанализировать, достаточно ли ей Вашего внимания помимо развивающих и обучающих занятий. Вы можете поиграть с ней, показать свое расположение, радость, удовольствие от общения с ней.
Истерика у ребенка является сигналом того, что малыш не может справиться с нахлынувшими эмоциями. И, если мама игнорирует это состояние, то она лишает ребенка поддержки. Малыш не чувствует себя в безопасности. В такой ситуации не только невозможно чему-то обучить ребенка, но и складываются предпосылки для нарушения базового доверия к миру, нарушается эмоциональный контакт между мамой и ребенком.
Рекомендую Вам посмотреть информацию про пирамиду потребностей Маслоу. И в конфликтных ситуациях мысленно обращаться к ее изображению. В частности, суть теории в том, что пока не удовлетворены базовые (более простые) потребности (физиологические, безопасность), более сложные (обучение) не смогут быть удовлетворены. То есть, иерархию потребностей можно представить в виде башенки из кубиков. И если нижний слой рассыпался, то на нем не получится сложить верхний слой. Придется вернуться к нижним слоям и навести порядок там.
Хочу обратить внимание на упоминание в письме о планах посетить детского невролога, когда ребенку исполнится 2 года. Если у Вас возник вопрос, то это уже достаточный повод обратиться к специалисту и прояснить имеющиеся сомнения. При быстром обращении Вы в любом случае оказываетесь в выигрыше. Если Ваши тревоги окажутся беспочвенными, то вопрос будет исчерпан. Вы успокоитесь, соответственно, и ребенок тоже. Ведь дети очень тонко чувствуют состояние и настроение родителей. Если специалист сочтет необходимым дать рекомендации, то Вы сразу же начнете предпринимать меры по преодолению текущих трудностей.
Помогайте дочери исследовать мир: улавливайте то настроение, когда она спокойна и готова воспринимать информацию, повторяйте слова столько сколько ей необходимо для усвоения, называйте короткие простые слова, поощряйте и хвалите ее, будьте эмоционально включенной.
Еще одна рекомендация: больше проявляйте эмоциональную включенность, тепло в общении с дочерью: чаще обнимайте ее, улыбайтесь ей, поощряйте, хвалите.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна