Ответ :
Как Вы сами заметили, таким способом, щипая окружающих, Ваш ребенок выражает свои эмоции, в частности агрессию. Вам нужно помочь ребенку научиться выражать агрессивные чувства, не причиняя вреда окружающим. Например, можно вместе с ним заняться лепкой из пластилина или глины, рисовать пальчиковыми красками. Это одна сторона вопроса.
В те моменты, когда Вы говорите своему ребенку: «нельзя», и ожидаете, что он тут же должен Вас послушаться, его переполняют чувства, которые ему нужно каким-то образом отреагировать сию минуту (выплеснуть свою агрессию), он Вас не слышит. Чувства, переполняющие его очень сильны, а других навыков переработки возникающих чувств у него пока не сформировано. Если Вы видите, что ребенок рассердился и готов кого-нибудь ущипнуть или укусить, поговорите с ним: назовите его чувства (гнев, злость, раздражение, досада и другие), назовите причину его недовольства, предложите другие варианты реагирования на ситуацию.
Вторая сторона этой темы касается выстраивания границ дозволенного поведения. Дело в том, что границы «можно – нельзя» не являются для детей врожденными. Они формируются родителями. Количество запретов не должно быть очень большим и мешать ребенку развиваться, а строгость при их установлении не должна его пугать. Запреты и границы дозволенного не только ограничивают свободу действий ребенка, но и создают ему (и окружающим) комфортное и безопасное пространство для жизнедеятельности. Сейчас у Вас сложилась такая ситуация, что Ваш ребенок, выражая свои агрессивные чувства, «вторгается в личное пространство» других детей. Соответственно, в такие моменты возникают конфликты с мамочками детей, чьи личностные границы были нарушены. Вам необходимо предотвращать попытки Вашего ребенка причинять вред другим детям. Например, если Вы видите, что он сердится, возьмите ребенка на руки, поговорите и ним, успокойте. И уже спокойному ребенку, сидящему у Вас на руках, говорите о том, что нельзя щипать других детей. Только последовательное и спокойное поведение родителей позволяет ребенку научиться подчиняться запретам.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна