Здравствуйте, помогите разобраться с нашей проблемой.Сын учится в 10 классе.Учится средне.С одноклассниками общается единично.Со слов классного руководителя, одноклассники относятся к нему нормально,но на переменах он стоит один, не с ребятами (хотя в этой школе учится с первого класса). До 15 лет все было нормально(был общительным, контактным). Однажды в 9 классе он высказал такую фразу нам, что он неудачник во всем. Мы ему объяснили, что это не так. В 15 лет он с нами еще как-то общался. Сейчас на наш любой вопрос или просьбу либо молчит,либо кивает головой,либо жестикулирует,но не грубит и не орет.Бывают очень редкие случаи, когда он сам просит что-либо(купить шампунь или написать заявление). При этом он играет в онлайн игры в команде и очень хорошо и громко общается со своими товарищами по игре.Когда к нам приходят гости его две старшие сестры и его племянник, он с ними хоть как-то общается.Еще к нам ходят два репетитора, девушки, с которыми он также немногословен, что очень затрудняет их работу. Поза на занятиях с ними: опирается на свою руку, ладонью подпирая лоб, как бы закрываясь от них. Нас очень это настораживает. Подросток особо не избалован, не требователен, растет в полноценной семье. С уважением, Михаила и Светланы.
До 15 лет все было нормально (был общительным, контактным)
Как вы определяете норму? У всех людей - разные потребности в общении, есть интроверты и экстраверты, например. Есть более или менее чувствительные люди. До подросткового возраста ребенок может стараться просто "быть как все", в возрасте младшей-средней школы это может казаться даже более важным, чем быть собой. А к подростковому возрасту многие начинают задумываться о себе и своем месте в мире всерьез. И в этот момент могут обнаружиться истинные потребности в общении. Возможно, они - менее выраженные, чем у вас самих. Возможно - у него выше планка, требования к общению. Возможно, он тоньше и чувствительнее реагирует на проявления внешнего мира - критику, замечания, шутки и т.д. И похоже, что вы - родители - пока не разбираетесь с тем, что у него происходит ВНУТРИ. Вероятно, у вас не получилось (пока) развивать и поддерживать какие-то серьезные темы в плане обсуждения его внутреннего мира и вещей, связанных с переживанием этой жизни - чувствами, мыслями, смыслами и т.д. Способны ли вы говорить с ним о чувствах? О его, о своих? (если вы не будете озвучивать свои - у него не будет повода вам глубоко доверять) Умеете ли вы не только объяснять, "как оно на самом деле", но и вникать в ощущения подростка? Ведь ваше "объяснили, что это не так" могло для него прозвучать как обесценивание его чувств - "я чувствую себя неудачником, но родители мне не верят и не понимают меня, не понимают, что у меня есть для этого основания".
При этом он играет в онлайн игры в команде и очень хорошо и громко общается со своими товарищами по игре
Вероятно, они его в той или иной степени понимают. Как минимум - лучше, чем его реальное окружение. И да, с ними он может в той или иной степени расслабиться и быть собой. Вообще, по таким задачам серьезно работают с психологом. Потому что вообще не совсем понятно, что вас настораживает. Что он менее общительный и немногословный, чем другие? Так и другие - все разные, общительность - не показатель нормы и не критерий здоровья. Бывают необщительные, но очень адаптированные в социуме люди, адекватно зарабатывающие, имеющие семью и близких друзей. Просто они в общении избегают всего лишнего и общаются только с узким кругом. И о чем тут переживать? Человек адаптирован, устроен, ему вполне хорошо. Бывает, что резкое снижение общительности - показатель внутренних проблем. Но тогда нужно, чтобы кто-то в этих внутренних проблемах помогал подростку разбираться. А у вас с ним, судя по рассказу, уже давно утрачено доверие, и это доверие нужно восстанавливать, причем - с вашей стороны, т.е. работать с вами и разбираться, как это доверие было утрачено, почему, и как его вернуть, как научиться слушать и слышать подростка. В любом случае, есть смысл понимать, что проблема - не у ребенка, проблема у всей семьи. Семья - это система, и все взаимосвязи в ней и любые действия каждого влияют на всех участников системы.
С уважением, Несвитский Антон Михайлович