Ответ :
У вашей проблемы есть внутренние причины. Как я говорю родителям: «Ничего «просто так» в поведении ребенка не случается!». Изменившееся поведение всегда имеет мотив - внутреннее побуждение. Правда порой нелегко обнаружить, выявить конкретную причину поведения, но она всегда есть. Думаю, что агрессия и истерики вызваны у малыша отрицанием его собственной значимости. Подобные переживания могут показаться взрослому незначительными, но для ребенка они - настоящая эмоциональная катастрофа: он сталкивается с отрицательными ощущениями такой силы, что просто не в состоянии с ними справиться. И тогда решение проблемы переносится в физическую агрессию, особенно если способность к иному самовыражению у ребенка ограничена.
Он еще не владеет "цивилизованными" средствами утверждения себя в мире людей. Он умеет пока еще о своих желаниях, взглядах заявлять, противопоставляя себя окружающим. Поэтому непредсказуемо и на первый взгляд неуправляемо поведение ребенка раннего возраста. Еще благоприятными условиями для возникновения подобных капризов являются переутомление, некомфортная обстановка, неудобная одежда, плохое самочувствие, повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность.
Иногда корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно в реакциях родителей на поведение ребенка. Капризы могут возникнуть в ответ на противоречивые требования взрослых или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.
Что делать Вам? Предоставляйте по возможности больше самостоятельности и не предъявляйте непомерно высокие требования. Вы пишете, что мальчик развит не по годам, считает и учит алфавит. На очной консультации мне захотелось бы уточнить следующее:
- в какой форме ведутся занятия с малышом?
- какое количество времени Вы тратите обучение?
- в каком эмоциональном состоянии находится ребенок в процессе занятий?
Организуйте ролевые игры, в которых поручайте ребенку роль взрослого: папы, врача, шофера и т.д. В процессе игр старайтесь «подчиняться», таким образом Вы сможете снимать накопившееся напряжение. Сейчас пришла пора не только делать что-то для малыша, но и вместе с ним. Будьте терпеливы. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и закрепленные за всеми членами семьи. Предлагайте желаемое в альтернативной форме, а не в директивной форме, создавая «иллюзию выбора». «Ты хочешь лечь в постель сейчас или после того, как посмотришь один мультик?», «Ты хочешь одеть синие или коричневые носки?», «Что ты будешь на ужин, кашу или картофельное пюре?». Внимательный родитель всегда может придумать необходимую альтернативу. Сейчас вашими главными спутниками должны стать фантазия и терпение. Удачи.
С уважением, Виктория Фадеева