Ответ :
Для детей, как и для их родителей, первый класс – это серьезное испытание, стресс.
Причинами «ужасного поведения» Вашего сына могут быть различные факторы.
ВО-ПЕРВЫХ. Повышенная тревога, стресс – естественные и неотъемлемые «спутники» в период адаптации ребенка к новым условиям и требованиям. Усиливаются эти факторы еще и тем, что родители также испытывают тревогу, неуверенность, страхи в связи с изменением статуса ребенка («дошкольник» становится «школьником»). В такой ситуации родителям становится сложно поддержать своих детей, так как их тревога выше обычного уровня. Дети, в свою очередь, не справляются со своими возросшими переживаниями и не чувствуют эмоциональной поддержки от родителей, выплескивают накопившееся напряжение в «ужасном поведении».
Рекомендации:
• Соблюдать режим дня. Если ребенок сильно устает, возбужден, капризен, то выделить время для дневного сна.
• В течение дня у ребенка должна быть прогулка на улице с активными подвижными играми.
• Помогайте сыну организовать и структурировать свое время, помогайте с уроками. Но не делайте все за него.
• Хвалите за успехи.
• Вам нужно выделить время и беседовать с сыном о том, что случилось за день, что его расстроило, что порадовало, что было тяжело и т.д. Это должна быть спокойная беседа (лучше перед сном), не касающаяся его успехов в школе, оценок и разбора конфликтов с одноклассниками и учителями.
• Вам нужно выделить время для отдыха для себя. Возможно, слушать релаксационную музыку и т.д.
• Адаптации ребенка в школе (и родителей тоже) – это временный процесс. Не забывайте об этом.
• Литература: Хухлаев О.Е., ХухлаеваО.В. «Лабиринт души: психотерапевтические сказки».
ВО-ВТОРЫХ. Стали очевидны психологические проблемы, которые имелись ранее, но не так явно проявлялись. Стрессовая ситуация (начало учебы) проявила их особо ярко. «Ужасно себя ведет» - необходимо подробно рассмотреть поведение Вашего сына. В этом случае к вышеуказанным рекомендациям добавляется консультация детского психолога. Неразрешенные внутренние конфликты необходимо помочь решить ребенку, чем скорее, тем лучше. Иначе они будут тормозить развитие познавательной сферы Вашего сына.
В-ТРЕТЬИХ: Возможно, у ребенка нет психологической готовности к школе.
Психологическая готовность к школе включает в себя:
• Интеллектуальную готовность, то есть способность концентрировать внимание, память, устанавливать связи между событиями и явлениями, иметь развитую мелкую моторику.
• Эмоциональную готовность, то есть появляется произвольное поведение (ребенок контролирует его и управляет им).
• Социальная готовность, то есть умение подчиняться правилам и принимать роль ученика.
В данном случае нужно получить консультацию нейропсихолога.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна