То, что Вы смогли осознать негативное влияние своих прошлых поступков на сына и изменить это, уже помогает ребенку поднять свою самооценку. Вы смогли принять не только его таким, какой он есть, но и себя, свои чувства, свой опыт. Как повысить самооценку сына? Многое из того, что следует делать, Вы уже делаете. Обязательно нужно говорить сыну, что Вы его любите. И это должна быть не просто констатация факта. Чувствует ли сын Вашу любовь? Проявите ее в доверии к нему, уважении его мнения, принятии его интересов и вкусов. Передайте ему ответственность за учебу, достижения в хобби. Искренне верьте в его успехи! Так в его глазах собственные достижения будут выглядеть значительнее. Будьте готовы всегда помочь и поддержать сына, но не навязывайте помощь. Хвалите за успехи (даже самые незначительные). Похвала должна быть соразмерна достижениям. То есть, пусть он почувствует, что Ваша похвала объективна, и окружающие видят его достижения примерно в том же ракурсе, даже если и не дают ему обратной положительной связи по каким-то причинам. Рекомендую к просмотру детские фильмы, в которых герой преодолевает препятствия и находит себя. Например: «Большое космическое путешествие», «Отроки во вселенной». «Аладдин» (м/ф). А также литературу, например: Д. Роулинг «Приключения Гарри Поттера», Е. Сухова «Приключения Растяпкина», произведения Ж. Верна и др. Обсудите с сыном просмотренное и прочитанное. Кто из героев понравился / не понравился и чем? Какие чувства испытывали те или иные герои, бывают ли ситуации, когда ребенок испытывает аналогичные чувства? На кого из героев сын хотел бы равняться? Вам рекомендую книгу И. Млодик «Книга для неидеальных родителей». В Вашем письме чувствуется стремление помочь сыну, исправить свои прошлые промахи. Подумайте, не действуете ли Вы сейчас из чувства вины? Не переполняет ли Вас тревога? Если чувствуете, что, возможно, так и есть, то рекомендую Вам очную консультацию психолога для снижения переполняющих и тревожащих Вас чувств. Ведь, если Вы переполнены тревогой и чувством вины, то и заботясь о ребенке, Вы транслируете именно эти чувства. Постарайтесь в полной мере принять себя, свои прошлые поступки, мысли и чувств, то есть, позвольте себе быть неидеальной, сомневающейся, заблуждающейся. Простите себя! Ведь Вы делали максимально возможное в той ситуации. Благодаря своей целеустремленности, вы помогли справиться сыну с нарушением речи. И это Ваша совместная большая победа. Похвалите себя за это!
Вам пришлось воспитывать сына в очень сложных, тяжёлых для Вас жизненных обстоятельствах. Из-за этого было много таких ситуаций, в которых происходил "перекос" в воспитании в ту или иную сторону, и это было неизбежно. К примеру, "берёт горлом" - значит, давали? То есть реагировали изначально на крик, слёзы и удовлетворяли его потребность - мама, бабушка, отец... Не потому, что плохие воспитатели, а из-за крайней степени душевной усталости. Сейчас у вас есть возможность (и необходимость) заняться ребёнком вплотную. Постарайтесь не отчитывать его ("тупо" он не смотрит, убирайте негативный эмоциональный фон, Ваше нетерпение и желание, чтобы он всё сразу смог, приводит к обратным результатам), наберитесь терпения. Хвалите за любое, даже самое маленькое достижение. Озвучьте ему всё то положительное, что видите в нём и о чём написали в своём письме - ведь он может попросту не знать, что его ценят! Мало того (я очень сожалею, что приходится говорить об этом), ребёнку может казаться, что он повинен в том, что сестрички больше нет - безо всяких оснований, чисто по-детски. Так часто бывает. Представляете, какой это дополнительный стресс для малыша - чувство вины?! Оно и взрослого человека делает больным и даже часто убивает... В общем, постарайтесь любить и принимать его сейчас без всяких условностей (не за что-то, а просто так). Сейчас не время его воспитывать. В обучении тоже произойдёт сдвиг в положительную сторону, когда ребёнок немного успокоится. Сейчас его нервная система ограждает себя таким образом (молчание, ступор) от трудностей. Поговорите с тем психологом, который тестировал его. Объясните ситуацию. Видя Вас и сына, она сможет посоветовать больше. Да, по поводу букв: повторяйте вновь и вновь, и на следующий день, и в течение недели.Даже не спрашивайте, повторяйте сами, подсказывайте. Один замечательный педагог говорит, что дети - как огурцы (такое вот смешное, но точное сравнение), им нужно дать возможность "просолиться". Вы удивитесь, когда он начнёт читать. Множество родителей испытывали этот шок: казалось бы, ничего не запоминает, и вдруг - прорыв! Желаю вам удачи и гармонии в семье!!! Всё получится.
Самое лучшее - это сделать все, чтобы он полюбил и оценил себя большим. Показывайте мультики о медведях, о Шреке и говорите, что самое главное качество крупного человека - это доброта. Потому что он сильнее других и это знает. Предложите ему такой психологический способ. Когда его будут дразнить в саду, пусть станет на стульчик и скажет с гордостью: "Я толстяк, я толстяк, я толстяк!!!" Дети перестанут на это обращать внимание и, мало того, научатся справляться со своими комплексами.
Терпеливо учите ребенка делать свой выбор в трудных ситуациях, прилагая усилия. Это будет повышать самооценку. Все меньше и меньше решайте за него. Потом часто дети, интровертированные или очень чувствительные к психическому полю других людей, бывают стеснительными - это защитный механизм для того, чтобы изменить ситуацию в свою пользу и, наоборот, привлечь как можно больше к себе внимания, но осторожного и полного любви.
Во-первых, вы сами можете постепенно расширять сферу её знакомства с миром. Так как вы это делаете с магазином. Сначала сопровождайте и оберегайте от хамства и т.д. Постепенно у нее выработаются рефлексы, и она начнет в привычных местах чувствовать себя хорошо. Но вся причина в воспитании её до 13 лет. С кем она была, слишком ли её опекали? Если так, то, конечно, вашей дочери неплохо бы побывать на психологических тренингах общения. Начните хотя бы с индивидуальных консультаций у психолога. Походка и зажатость в теле, безусловно, говорят о проблемах.
Никакой коррекции. Ваш ребенок просто имеет с рождения такой темперамент. Все дети разные. У вас прекрасный чувствительный ребенок. К 7 годам вы его не узнаете. Будет веселым, активным, но тактичным - это же здорово. Пусть тихонько адаптируется к жизни.
Обычно такое бывает с детьми чувствительными. Но у вас другой случай, она использует защитный механизм-говорит тихо, чтобы привлечь внимание, особое внимание. Оденьте на утренник очень красивое платье и пусть хоть тихо, но что-то скажет. Со временем все пройдет.Она поймет, что для внимания не обязательно тихо говорить.
Это одна из особенностей подросткового возраста. Скорее всего значимый человек для нее обронил, что она некрасивая. Вот и начался этот процесс. Помочь может, например, оценка ее внешности с положительной стороны другого значимого для нее человека. Подумайте, кто бы это мог быть? Еще было бы хорошо сводить к визажистам, которые помогли бы ей увидеть свою красоту.