отдать в балет

в этот раз не про гимнастику а про балет)
может кому то будет интересно по моему отлично написано

""ТЫ НЕ БЫЛА БАЛЕРИНОЙ..."

Сначала маленькая девочка просто танцует. К ней приглашают частного педагога. Девочка танцует лучше и начинает мечтать о большой сцене. Ее отдают в балетное училище... И началось!!!

Балетного ребенка видно издалека. Во-первых, этот ребенок не носит человеческой прически: на голове пучок со шпильками, торчащими в разные стороны. Видимо, про балерину сказал когда-то модельер Зайцев: "Головка маленькая, аккуратная, лоб открыт, как бы думает". Во-вторых, балетный всегда словно кол проглотил - ходит ли он, танцует присядку, завязывает шнурки или тихонько ест, что тоже случается. Такое положение туловища называется осанкой. В-третьих, у балетных носки стоп непременно развернуты к ушам. Прибегая к терминологии учебника "Классический танец", данный ребенок ходит "по первой позиции" - будь у него на ногах балетные тапочки или резиновые сапоги. Сами балетные такой походкой гордятся, поскольку выворотные ноги - одно из главных требований к балерине. Среди других - подъем, тут нужно вытягивать мысок стопы, широкий шаг - это как можно выше задирать ноги в разные стороны, гибкость - тут все понятно и, конечно же, прыжок. Поэтому самое первостепенное значение имеет форма, ну и формы. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что у балерины есть только одна форма, заключающаяся в отсутствии традиционных женских прелестей - груди, попы, бедер и живота. Это смотря какая балерина и на что она рассчитывает в жизни! Балетные формы бывают разные. Самый распространенный тип - очень длинные руки и ноги, "плоское" тело, длинная шея и маленькая голова. Это сказочно-загробный типаж: Жизель, Сильфида, Одетта, то есть натуральная классическая танцовщица. Если у девочки наблюдаются все указанные признаки, то на балерину она может выучиться. Однако такими длинными руками-ногами еще нужно научиться хорошо управлять. Ребенок с просто красивыми конечностями будет обречен на вечный кордебалет или, чего хуже, мюзик-холл. Есть и другой тип: прыгучие ножки с мышцами, плотные ручки, упругие стопы, девочка вертлявая и заводная. Это уже Китри или представительница народно-характерных танцев. Встречаются и смешанные типы балетной красоты, выдающие на-гора великолепные результаты... или как повезёт! Но это все потом, а сейчас только лишь начало. Путь в большой балет начинается лет в шесть, а потом ежедневно в семь утра. Ваша маленькая дочь ритмично скачет по комнате, а при звуках Бизе-Щедрина вообще теряет голову и начинает кружиться по комнате как угорелая кошка. Именно так начиналась карьера несостоявшейся балерины Екатерины Истоминой, то есть моя. Но ещё в моем случае сыграла роль и моя фамилия, в смысле - семья! На семейном совете решили, что Истомина-вторая взлетит куда надо - "как пух от уст Эола, то стан совьет, то разовьет..."... ну и так далее! А ещё родительские друзья - представители ГАБТа, Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко и выходцы из Кировского театра, стали заниматься подававшей определенные надежды мной три раза в неделю балетным классом. Балетный класс делится на четыре части: станок - занятия у "палки", "середина" - это такие экзерсисы на середине зала, прыжки и вращение. Продолжительность урока - 1,5 часа. Занятие называется "классический танец", или сокращенно - "классика" "Классика" - это основная дисциплина балетных. Именно на "классике" строятся занятия в любой балетной школе или кружке. Основные упражнения класса не менялись со времен Мариуса Петипа, они имеют четкую последовательность и всегда исполняются под аккомпанемент фортепиано. Заниматься балетным классом очень тяжело. И дело здесь не только в большой физической нагрузке, которая ложится на плечи и ноги воспитанников. В балете есть некоторые зверские традиции воспитания, сложившиеся еще в период зарождения классического танца, то есть во второй половине XVIII века. Легендарными считаются истории о крикуне и психопате балетмейстере Дидло и о сумасшедшем педагоге Чеккетти, который воспитывал своих учениц смычком от скрипки. Сегодня скрипку заменили на фортепиано, но хорошо звездануть по заднице ведь можно и рукой, не правда ли? А любимое "Корова! Куда ногу задрала?" вообще никто не отменял... Ключевое слово здесь - муштра, именуемая строжайшей дисциплиной. Ученик - самое последнее существо. У него нет прав. В балете - как в армии. Пункт первый: педагог всегда прав. Пункт второй: если педагог не прав, смотри пункт первый. Вот почему балерины обычно не слишком разговорчивы (или говорят неохотно, медленно либо тихо... Да их просто в детстве отучили разговаривать! И это все потому, что Балерина - не лебедь, а лошадь. Сказали стоять на одной ноге - значит, стоять. Велели прыгать - значит, прыгать. При этом, в отличие от спортивных тренировок, в балете все должно быть красиво. Во всем должны быть форма и совершенство. Штангистка или теннисистка могут не следить за своим, например, лицом. Главное - поставить рекорд. И его не отменят, если спортсмен вдруг выпучил глаза или высунул язык. У балерины же есть только два выражения лица — рабочее и парадное. Главное - их не перепутать!!! Так и было... Два года занятий с частными педагогами, и я на пороге колыбели балетного искусства — МАХУ - Московское академическое хореографическое училище, ранее известное в народе как "школа при Большом театре". Три тура, три препятствия, все как в сказке - 60 человек на место - такой вот конкурс! Меня приняли!!! Допустим, приняли и вас... И тут все изменилось... Какой бы мечтательной ни была мама и какой бы талантливой ни казалась в детстве дочка, к сожалению, надо иметь в виду, что Павловы-Семеновы-Улановы каждый год не рождаются. Поэтому шансы, что именно дитя станет Великой Примой, равны... ну, почти нулю. Ребенок может закончить училище и, к примеру, попасть в святая святых - Большой театр. Там выбьется из кордебалета в "двойки-тройки-четверки". То есть покажет себя, к примеру, в групповом "Танце маленьких лебедей". А к тому моменту ей будет, скажем, уже 23 года. Ей захочется замуж, захочется детей, мало ли чего ей захочется еще. И она может сто раз потолстеть, сломать руку, ногу, шею, взбрыкнуть на педагога, балетмейстера, поругаться с начальством из-за гастролей. Ей эта профессия может просто надоесть. Но любая мама, ожидающая вечером в предбаннике балетного училища свою дочь, скажет вам, что с "ее девочкой такого не случится". "В конце концов, у моей дочери будет прекрасная осанка, музыкальность и красивые ноги", - добавит родительница. И будет права! Вот и решайте, стоит ли овчинка выделки, а Париж - мессы... Риторический вопрос! Чтобы заработать осанку и красивые ноги, нужно лет пять напряженного ежедневного труда. Хотя в принципе работать над осанкой можно не только в серьезном балетном заведении. Те родители, которые не предполагают для своего ребенка балетной профессии, могут нанять девочке частного педагога или отдать ее в балетный кружок. Тем более что за последние десять лет появилось достаточно большое количество частных балетных школ, руководителями которых являются выдающиеся в прошлом танцовщики и танцовщицы. Такие школы не претендуют на то, чтобы выпускать балерин уровня Большого театра. Зато и режим там вовсе не такой казарменный. Занятия с частным педагогом, а как правило, это пенсионерки-танцовщицы - пенсия в балете наступает в районе 40 лет, разумеется, не так невыносимы, как уроки в училище. Хотя балерины старой закалки - это дамы очень серьезные и не растерявшие творческих амбиций. Поэтому маме или бабушке лучше лично присутствовать на уроке. В случае опасности педагогшу можно будет тактично осадить... Но идём дальше! День балетного ребенка, обучающегося в училище, складывается из профпредметов - "классики", народно-характерного танца - испанский, венгерский, русский, историческо-бытового танца - это полонез, менуэт, вальс, французская кадриль, гимнастики, то есть силовые растяжки, современного танца - тут уж на что способен педагог и дуэта. Вроде бы все перечислила! Плюс общеобразовательные предметы и уроки фортепиано - закончивший балетное училище получает аттестат музыкальный школы. Почти Смольный институт. И благородные девицы, если получится! Принципиальное отличие балетного ребенка от обычного заключается в том, что у перового в его неполные двенадцать-пятнадцать лет уже есть настоящая судьба, большая, сложная жизнь, полная интриг, переживаний, сомнений и слез. Простой школьник - что? С утра схлопотал пару и в час дня побежал гулять. А балетным такой свободы не дано. У них - режим, расписание, взвешивание. Им надо выбиваться вперед, самостоятельно принимать решения, работать, репетировать, плести интриги, обороняться от врагов, налаживать отношения. Одним словом, у них масса взрослых забот. Особенно если балетный ребенок проживает в интернате при училище, в чьих стенах мальчики и девочки быстро становятся шелковыми... Минусы? Не думаю... Есть же и плюсы во всей этой истории. Нужно только как следует наладить PR. Балетные девочки, начинающие бегать на свидание, непременно берут с собой пуанты. Это производит на юношу определенное впечатление. Сидите вы на скамейке, а в рюкзачке у вас не замызганные учебники по географии, а светло-розовые пуанты.... Так некоторые из моих товарок умудрялись носить в сумках даже балетные пачки. И беседу вы ведете не о провале "Тату" на Евровидении, а о предстоящей тяжелейшей репетиции "Лебединого озера"... Ну и что, что вы двенадцатый лебедь из третьего состава.. Но эта репетиция, которая помешает вам увидеться в четверг. А потом вы, страдая, говорите, что пали жертвой интриг со стороны бездарной N, которая седьмым лебедем первого состава поедет на гастроли училища в Японию. От таких спецэффектов любой мужской сопляк потеряет голову. Это вам не пивной фестиваль в Подмосковье. Балетная девочка, худосочная и бледная, даст прикурить любой продвинутой сверстнице. Ибо она есть тайна сама по себе. К слову, мужчины балетных всегда любили, но женились на них редко... Но это уже частности взрослой жизни... А сейчас повсюду мечты! Многие девочки в детстве мечтают о сцене: балетной либо драматической. Но судьба артиста тяжела и неказиста!!! И если вы не хотите, чтобы после окончания школы ваша дочь обивала пороги театральных факультетов, лучше насытить ее артистический голод еще в раннем возрасте. И быть может, вместо сомнительного актерского ремесла она выберет конвертируемые нефть, газ или менеджмент. Бывает и другое - но это как повезёт - олигархи ходят по театрам, но не так уж и часто!.. На практику из училища в музыкальные театры берут детей с двенадцати лет. Однажды в класс приходит тетенька из театра и говорит: "Нам нужно восемь крупных и пять мелких". Мне так хотелось ответить ей: "Усы, лапы и хвост - вот мои документы!" Но усы, лапы и хвост мне приклеили уже в театре! Истоминой-второй на протяжении сезона посчастливилось исполнять роль Главной Мартышки в балете Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко "Доктор Айболит". К слову надо сказать, что если у вас есть возможность сводить ребенка за кулисы, то непременно используйте ее. Экскурсия избавит от подростковых иллюзий. Еще минуту назад прекрасный принц, разгибаясь туда и сюда, клялся в любви девушке в перьях, а вылетев за кулисы, орет: "Я и поднять не могу эту корову! Опять разъелась!!!!... и далее по тексту" Путь к Главной Мартышке был долгим. Сначала меня определили на роль Маленького Крокодила, который в конце третьего акта в течение пяти минут покушается на экспедицию доктора Айболита. Верная трактовка роли Маленького Крокодила не осталась без внимания начальства и вскоре меня повысили до обычной мартышки. Затем из просто мартышек перевели на роль Главной. Я исполняла оригинальный обезьяний танец - нечто среднее между гопаком и половецкими плясками. Моя мартышка - "то стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет". Говорят, что было похоже или похожа! Потом я пробовалась на роль Лютика в спектакле "Тимур и его команда", на роль дамы в "Лебедином озере" и на роль пажа в "Эсмеральде". Но с этими дивными партиями что-то не заладилось - то я казалась кому-то крупной, то совсем мелкой... В общем Балерины из меня так и не вышло - "опять разъелась"... Я покинула МАХУ, отучившись там пять лет. К этому моменту мне было пятнадцать, и жизнь была в принципе закончена. Я - девочка с пучком и ногами, разведенными к ушам. Я ходила, словно кол проглотила, и мечтала стать драматической актрисой Ниной Заречной. Я думала, что только монолог "Я чайка! Я актриса..." способен заменить мне партию лебедя... Итак, что же имеет "погорелая" балерина в сухом остатке? Наверное, умение каждый раз начинать все сначала. Как говорил мой профессор курса, преподававший мне в ГИТИСе театральную критику: "Истомина падает, но всегда встает. Ведь когда-то она крутила фуэте. И получалось не сразу". Еще остается неплохая физическая подготовка, которая помогает заниматься спортом без особых усилий. Затем трудолюбие. По моему мнению, бывшая балерина может залезть в шахту и копать там уголь. В любом случае, сил на это у нее хватит. Ну и всякие приятные мелочи вроде спины, походки и живота. Почему я потерпела поражение? Почему на него обречено абсолютное большинство подающих надежды балетных девочек? Мой друг и одноклассник, закончивший МАХУ и протанцевавший в Большом семь лет, ныне он модный фотограф, спустя годы мне объяснил: "Понимаешь, Катя, ты просто не была балериной..."

Екатерина ИСТОМИНА"

Lia © (22.05.2018 Вт 08:21)