Как понять чего хочу на самом деле
После 8 лет декрета я совершенно потеряла связь с собой и своими желаниями. Не понимаю, чего хочу, о чем мечтать. Как найти гармонию с собой и понять, чего я хочу на самом деле?
Наталья, Москва, 37 лет
Мария Бразговская
Психолог, гештальт-терапевт

Ответ психолога:
Мечта - особый вид воображения, завязанный на построении желаемого будущего. Мечтать важно и здорово, это способствует инициативе и изменениям. Важно не путать мечты-двигатель прогресса с мечтами как способом выйти из реальности. Дети зажигают в уме спичку, чтобы представлять рождественский вечер, сидя на улице в мороз. Чтобы пережить тяжелое. Пока не закончится. Многие взрослые, увы, чиркают спичками годами. Их мечты не сбудутся, потому что нет никакой энергии и воли для действий. Это просто способ согреться.
1. Если вы не понимаете напрочь, что значит мечтать - вы забыли. Воображение тренируется, но закладывается достаточно рано. В три года все знают, что палка с гривой и бумажной мордой - это нормальная лошадь.
Итого: что-то случилось. Вы приняли когда-то решение: ничего не изменится.
Мечтать слишком больно, мечты разбиваются.
Хорошие вопросы для начала:
Когда я умерла?
Когда я решила, что все бессмысленно, если?
Когда я забыла себя и стала жить для?
Когда я испугалась так, что спряталась и сижу тихо?
2. Вы забыли, что война закончилась. Вы когда-то долго сражались и теперь требуется время и труд заметить, как поля колосятся или бродит жираф. Расслабиться страшно, потому что сначала заплачешь, а потом ещё и придётся довериться.
3. Вы не мечтаете, потому что есть доля ответственности. То есть вы знаете, помечтав, надо бы что-то поделать. И тут Вам страшно.
Страшно проявить талант. Реализация потенциала - вообще самый ужас на свете. Это же надо всего себя вывернуть наизнанку и отдать. Звезда сгорает, чтобы до нас долетел свет. С талантами во многом так же. Им надо служить, а потом преумножить.
4. Вы застряли в детской петле ожидания похвалы и страха оценки. В детстве мама и папа - залог выживания, во взрослом возрасте мы часто проецируем их на весь мир. Как будто исчезнем от критики, а без одобрения не сможем сделать своё.
5. Если мы не знаем, кто мы такие, или чувствуем беспомощность (и так себя и ведём), мы падаем в зависть. Из зависти нам хочется или разрушить чужие куличики, или построить такой же. Точь-в-точь. Мы начинаем примерять чужие мечты, как костюмы, которые не по размеру и не по фасону. Любые мечты, лишь бы стать кем-нибудь наконец-то.
6. Мы боимся пережить тревогу. Тревога - часть мечты и часть ее воплощения. Это нормально.
7. Вам нельзя. Внутри живет строгая мама, которая запретила кидать с кровати игрушки. Мама внутри нас кричит, мы напуганы и больше не экспериментируем с миром. Надо разобраться с внутренним критиком: в норме он должен о вас заботиться, а не запрещать.