Свекровь хочет, чтобы все было так, как она скажет
Здравствуйте, меня зовут Юлия. Я браке 20 лет. И у меня очень плохие отношения с родителями мужа. И это накладывает отпечаток на отношения в нашей семье, и особенно на отношения со старшим сыном. Он чаще принимают позицию бабушки и дедушки (в детстве очень много общался с ними). Свекровь властная женщина, которая любую ситуацию преподносит так, что во всем виновата я, а они во всем правы. Её основная позиция в отношении снохи: сноха - человек, который должен жить, так как скажет она. А если сноха думает по-другому, то она негодяйка. Свекровь очень любит надсмехаться, и все должны слушать её шутки молча или поддакивать ей. А если ты что возразишь, то начинается скандал. Последний раз, когда мы были в гостях, свекр выпил и начал меня оскорблять и обзывать. В итоге я оттуда ушла со слезами на глазах и больше не хожу. Свекровь эту ситуацию преподносит так: что, мол, обижаться, в семье, мол, такое бывает, родители, мол, имеют право прилюдно обзывать своих детей. Хотя я ни разу не слышала, чтобы они так себя вели со своим сыном... Эту политику поддерживает и мой сын и муж. И меня это очень волнует, особенно сын. Что делать, как правильно разрешить эту проблему?
Юлия, Москва, 47 лет
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : У меня на сайте есть статья про отношения со свекровью. Думаю, будет уместно здесь ее привести, возможно там будут ответы на ваши вопросы. Плохие отношения со свекровью Давайте начнем с того, каковы причины плохих отношений невестки со свекровью. Как правило, это не очень благостное отношение самой свекрови к новоиспеченной супруге любимого сына. Молодой же супруге отрицательная реакция свекрови совершенно непонятна – за что, ведь я еще ничего не успела сделать плохого? Да ни за что, девочки. За то, что ты – не она, не мама. А значит, сможешь ли любить ее сына и принимать его таким, какой он есть, со всеми недостатками? Это довольно весомый мотив. Но, конечно, молодой жене совсем некомфортно под пристальным взглядом свекрови. И она начинает довольно агрессивно защищаться от ее нападок, пытаясь дать понять, что является хорошей и любящей. Проблема только в том, что такая “защита” не срабатывает, и вместо мира лишь усиливается вражда. Свекровь убеждается в том, что невестка сварливая, что и требовалось доказать. Это к тому, что ничего не надо доказывать словами, а уж, тем более, криками – только делом. А “дело” в данном случае, – это внутренне спокойствие и благодушное отношение, умение прощать и отпускать обиды. Как этого достичь? Постарайтесь понять беспокойство пожилой женщины за свое дитя. Ведь вы тоже когда-нибудь станете матерью и будете так же беспокоиться о своем. Если разобраться, она не вас лично считает плохой, но любую женщину, которая заняла ее место при сыне. Поэтому лучше спокойно признать главенство свекрови в жизни вашего мужа (хотя бы внешне) и не пытаться его оспаривать. Получив подобное признание, она будет иметь гораздо меньше мотивации доказывать свое право остаться в жизни сына, а значит, меньше поводов и причин для вмешательства в его семейную жизнь. Как может в реальности выглядеть это признание? Если семья проживает вместе со свекровью, жена должна помнить, что кухня – это территория старшей хозяйки и она здесь главная. Поэтому не стоит устраивать революцию в интерьере и что-то кардинально менять, даже из побуждений “ну так же удобнее” или “мы хотели как лучше”. А вот соблюдать чистоту и убирать за собой, из уважения к хозяйке, будет очень полезно. Проявите уважение к жизненному опыту свекрови, время от времени спрашивая у нее совета по поводу домашнего хозяйства – рецепты, секреты стирки или вязания, и тому подобное. Прислушивайтесь к ее мнению, учитывайте ее желания. Не жалуйтесь свекрови на мужа, а мужу на свекровь. В первом случае ее может охватить беспокойство по поводу ваших с ним отношений, и она почувствует, что худшие опасения (вы его не любите!) оправдываются. Жалуясь же мужу на свекровь, вы поставите его перед нелегким выбором – кого предать, жену или мать? Хотя посредничество мужа в отношениях жены с матерью может понадобиться, о нем надо просить в более спокойном и позитивном ключе. Например: “не знаю, как сказать или предложить или сделать то-то, чтобы твоей маме это понравилось”, “не знаю, как сделать то-то, чтобы она не обиделась – помоги…”. Не пытайтесь построить отношения со свекровью как с родной матерью. Она может почувствовать здесь фальшь и вашу внутреннюю зависимость, что не пойдет на пользу. К тому же, если это удастся, она может начать вас контролировать как родного ребенка. Вам это надо? Если отношения все-таки не клеятся и на скандалы вас провоцируют, постарайтесь не отвечать агрессией на агрессию. Ворчание и претензии пропустите мимо ушей, не отвечайте, и тогда скорее все утихнет, так и не начавшись. Доказывая свою правоту, не допускайте агрессивного тона в разговоре. Вы имеете право обозначить свои интересы, например: не входить без стука в комнату, не брать вещи и пр., но лишь в дружелюбном тоне, в формате “мы договариваемся”, но не “я требую!”. Лучший способ дружить со свекровью - это, конечно, раздельное проживание. Но и в этом случае отношения приходится строить, и я надеюсь, что мои советы вам помогут.