Лента новостей

Четверг 21 ноября

20:12Как распознать женскую ложь: руководство для мужчин 19:22Жизнь после геля: как быстро привести ногти в порядок после долговременного покрытия 18:30Тренды в дизайне интерьера 2025: что повесить над кроватью? 18:19Графический дизайнер как востребованный специалист: что он делает и где работает 17:18"Просто прикололись": Катя Гордон рассказала, сколько заработала на дуэте с Лерой Кудрявцевой 14:45Зимний детокс: овощные смузи и супы для восстановления организма 10:52Поберегите свои глазки: 4 проверенных способа сохранить здоровье глаз в эпоху экранов 10:25Впервые стала мамой: 53-летняя Федункив тайно родила от молодого мужа-итальянца 09:48Тепло и стильно: 5 трендовых пар обуви, которые стоит купить этой зимой 01:52Астрологический прогноз от Анжелы Перл на январь 2025 01:00Пробуждаем чувственность: 5 способов для усиления клиторальных ощущений 00:57Какую обувь носить с пальто в 2025 году: идеальное сочетание 22:27"Я целый": Родион Газманов о личной жизни и качествах идеальной женщины 21:24"Новый житель теперь у меня": Катя Лель получила в подарок "космического мужчину" 18:22Вы в эфире: ТОП-5 концентрированных масел, решающих проблемы кожи 17:45Все, что вы хотели знать про подтяжки: советы по стилю и лучшие бренды 16:37Апсайклинг как способ придать старой вещи новую ценность 16:36"Мосфильм" завершит празднование 100-летнего юбилея масштабным новогодним представлением 16:18Как создать дизайн-проект самостоятельно: советы для тех, кто не знает, с чего начать 13:46Где покататься на лыжах и сноуборде кроме Сочи: лучшие трассы России для новичков и профи 13:00Погода в Сочи на январь 2025 года 10:06Волочкова рассказала, чем отличается от других артистов: "Мой хайп благородный" 09:07Головные боли и гормоны: как связаны мигрени и цикл, и что с этим делать 08:33Знакомство с пет-натом: что это за вино и как правильно пить новый тренд 01:11Погода на январь 2025 в Санкт-Петербурге 01:00Мифы о сексе из кино: чему нас учат фильмы и почему это не работает в жизни 22:03"Нет второй такой, как вы": Ольга Орлова дала практический совет женщинам о самопринятии 21:17"Дураков очень много": Шаляпин призвал к разумному подходу к моде и возвращению к классике 20:39Арт-терапия как способ борьбы с осенней хандрой: практические советы 19:40Здоровье и комфорт против стиля и сексуальности: выбор мужского нижнего белья 15:40В мужской моде смелость бывает разная – внешняя и внутренняя 14:34Психология аппетита: какие продукты и напитки помогут улучшить настроение 14:19Тушь для ресниц: как выбрать ту самую и раскрыть ее потенциал? 12:52Какой будет курс доллара в январе 2025 года 12:00Бузову заметили в свадебном салоне после поцелуев с Майами: выбирала себе платье 10:36Мода на СДВГ: как диагноз стал трендом и причем тут TikTok 09:15Кашемир как инвестиция: как выбрать качественный трикотаж 03:006 умных гаджетов для дома: как smart-девайсы помогут создать уют и облегчат быт 01:00Сексуальная совместимость по знакам зодиака: миф или правда? 22:13Зеленый тренд: какие украшения выбрать для елки к Новому году 2025 21:00"Тусовалась с панками": Ксения Бородина рассказала о своем тяжелом детстве без отца 20:56Пенсия за январь 2025 - график выплат на карту Сбербанка 20:22Мужской день для женщин: 9 фото горячих красавцев Голливуда 18:44Мужские страхи в постели и как их преодолеть вместе 16:48Погода на январь 2025 в Москве и Московской области 16:26Стритстайл подружился с высокой модой? 15:29Модный лунный маникюр 2024: от нежного нюда до ярких дизайнов 14:31Винный этикет: как держать бокал, дегустировать и выглядеть уверенно 12:38Какой будет курс евро в январе 2025 года 12:19Женатый Natan заявил, что хотел бы ребенка от Лерчек: "Это было бы по любви"
  1. Консультации
  2. кризис 3-х лет
  3. Рубрикатор

Кризис трех-летнего возраста

Здравствуйте, помогите разобраться в ситуации с сыном. Ему 3,5 года. Он не садовский. Я с ним занимаюсь дома. Сейчас родился еще один сын (3 месяца), но старшему стараюсь уделять максимум внимания. Происходят такие вещи: без мамы никуда, ухожу в другую комнату или на кухню, когда он играет, он тут же зовет меня - Мам, ты куда, я без тебя не могу, иди ко мне. Еще постоянно играет фантазия: я сегодня чебурашка, а ты крокодил и т.п. Иногда просыпается после дневного сна в плохом расположении духа: что не скажешь - капризничает или плачет, ни чего не хочет делать, разыграться может только через полчаса. Может ли это быть связано с рождением второго, или с тем, что в морозы мы практически месяц сидели дома не выходя и не общаясь с другими? А самое главное, как от этого избавиться и как мне себя вести?

Анна, Москва, 32 года
Крисько Светлана

Крисько Светлана

Детская и подростковая психология, арттерапия, семейная психотерапия, тренинги.
Ответ : Коротко я вам ответила в личном письме, а это развернутый ответ из психологической теории кризисных периодов в жизни человека. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ В индивидуальном развитии этому кризису предшествует стадия независимости (Шостром, 2002). В возрасте от двух до трех лет ребенок во многих отношениях по-прежнему беспомощен. Однако по мере развития навыков ходьбы и манипуляций с предметами он обретает постепенно растущую физическую независимость. Ребенок не только учится контролировать свои движения, но и начинает лучше дифференцировать элементы своего окружения, имеющие значение для его нужд и удовольствий. Ребенок становится исследователем ради удовлетворения своего пробуждающегося любопытства. Ощущая свое могущество, он начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью». Ребенок ощущает растущее чувство независимости; его представление о собственной индивидуальности становится явным; взрослые словно бы перечат ему на каждом шагу. Первостепенной проблемой становится агрессия и контроль над нею. На взгляд Бюлер (Buhler, 1951), в этот период ребенок начинает проверять любовь окружающих к себе. В возрасте от восьми месяцев до четырех лет ребенок экспериментирует, пробует сделать то одно, то другое. Он исследует свои потребности в самоопределении и ставит эксперименты, желая проявить свою независимость от матери. Первое социальное достижение ребенка — способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она вернется. Фрейд называет этот период «анальной стадией», поскольку первое реальное расхождение между потребностью ребенка в автономности и родительским требованием дисциплины связано с усилиями взрослых приучить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно справлял свои физиологические нужды. Первые уроки по контролю над мочеиспусканием и дефекацией влияют на отношения ребенка с родителями. Он вскоре начинает понимать, что может доставить удовольствие или вызвать обеспокоенность, отдавая или задерживая фекалии и мочу. Так, в дополнение к отказу от еды, выделительные процессы становятся одним из первых видов оружия ребенка в отношениях с родителями. Эриксон называет этот период стадией «автономии против стыда и сомнения» (Эриксон, 1996). У ребенка развивается потребность быть независимым, однако он продолжает нуждаться в ощущении зависимости и в поддержке. С точки зрения развития у индивидуума способности любить ребенок на этой стадии нуждается в том, чтобы понять: его любят таким, какой он есть, даже «с грязной попой». Ему нужно узнать, что его ценят за его независимость точно так же, как за его зависимость. Эльконин (1995) определяет новообразования раннего возраста, оформляющиеся в три года, как личное действие и сознание «я сам». Внутри совместной со взрослым предметно-манипулятивной деятельности действие ребенка есть продолжение ситуации действования. К трем годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, вопреки предложенному взрослым. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что симптомы кризиса трех лет появляются в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. В результате происходит «взрыв» прежней ситуации (Эльконин, 1995). Э. Келер (цит. по: Лютова, Монина, 2003) описывает основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса трех лет в виде «семизвездия». 1. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Негативизм отличается' от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент). Он противится содержанию просьбы: • социальным отношением. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание — содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, бо лее интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании; • отношением к эмоции. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы, или только одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, — сделать не так, как просят, а наоборот. 2. Упрямство — это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал» (Выготский, 2000). Это реакция не на предложение, а на свое собственное решение. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и «загоняют ребенка в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации. Л.С. Выготский отмечает, что упрямство отличается от простого непослушания: • мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство); • отношением к себе (ребенок поступает наперекор другим потому, что это он так сказал и это он не хочет менять своих решений). 3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение. Это «скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше» (Выготский, 2000). Кроме того, Выготский заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса трех лет. 4. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности. Остальные симптомы данного кризиса имеют вторичное значение. 5. Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями. 6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия. 7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского (2000), ребенок хочет стать «господином положения». Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть. Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.). Кризис трех лет — это прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка (Эльконин, 1995). Если же взрослые адекватно реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер. Важнейшей проблемой на этой стадии становится контроль над агрессивными чувствами. Задача родителей и или консультанта — направлять агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной. Поскольку предоставлять ребенку неограниченную свободу не менее вредно, чем излишне стеснять ее, следует помнить, что об этом говорит Хорни (Хорни, 1995): не сами по себе фрустрации и депривации имеют критическое значение для развития ребенка, а обстановка, в которой они происходят. Фактически ребенок способен вынести многое, если это происходит на фоне любви и заботливого отношения к нему. Rosensweig (1944) выделил три возможных способа справиться с возникшими агрессивными чувствами: Экстрапунитивный: враждебность направляется вовне, на других людей или на предметы. Когда этот способ становится доминирующим, человек может превратиться в «хронического критикана». Интропунитивный, когда прямая ответственность возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и карательные санкции в форме самокритики и самообвинений. Такие люди могут быть вечно извиняющимися, с излишней готовностью принять вину на себя. Инпунитивный. Агрессивный аспект в данной ситуации подавляется. Когда этот способ становится доминирующим, человек может настолько подавлять свои агрессивные чувства и действия, что уже не в состоянии оценить их последствия для себя самого и для других. Каждый из описанных выше способов совладания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда его чувства просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло.

С уважением, Крисько Светлана