Ответ :
Здравствуйте, Светлана!
Вы можете найти психологическую литературу о страхах у детей и самостоятельно попытаться помочь. Конечно, лучше сходить к психологу в центр, где работают с детьми. Причины могут быть самыми разным, специалисты об этом знают. Пока могу предложить вам несколько способов из арт-терапии в работе со страхами.Это работа с группой детей, но можно работать и с одним ребенком.
Техника 1. «Рисуем маски»
В этом упражнении могут одновременно участвовать и дети одного или разных возрастов, и взрослые. Его можно адаптировать для индивидуальной работы. Родители без труда осваивают отдельные приемы и могут применять их в условиях домашних игровых занятий, в том числе и с куклами.
Арт-терапевтическая техника «масок» эффективна для коррекции разнообразных страхов, прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей, темноты и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха в изображении и вместе с тем осознание его условного характера. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между участниками, усиливают ожидаемый результат.
Арт-терапевтическое пространство включает персональные рабочие места для индивидуального творчества, круг из стульев, столы для коллективной работы малых групп, пространство-сцену.
Число участников 9—15 человек.
Материалы: соус, сангина, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой малой группы), клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.
Настройка. Участники занимают места для индивидуальной работы. Подойдут различные игры с цветом. Например, участникам занятия предлагается вспомнить, какие чувства они чаше всего испытывают, нарисовать их красками в виде разноцветных пятен, подписать названия. Можно предложить участникам изобразить с помощью линий и цвета определенные эмоции — страх, любовь, злость. Основное условие: рисунки должны быть абстрактными, т. е. не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы и др.).
Каждый работает самостоятельно. На изображение одной эмоции отводится 2—3 минуты.
На этом этапе обсуждение обычно не проводится; если в группе ярко выражена потребность поделиться впечатлениями, надо направить вербальное самовыражение участников на обсуждение их чувств, мотивов выбора цвета, формы, но не анализировать собственно изобразительную продукцию.
Актуализация эмоции страха. Участники занимают места на стульях, расставленных по кругу.
Всем: и взрослому, и ребенку — знакомо чувство страха. Закройте глаза и представьте ситуацию, когда вам было страшно, и свои ощущения. Придумайте этому название. Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах.
Желательно, чтобы первым говорил тот участник, на лице которого психолог увидел наиболее сильные эмоции. Если участник отказывается, нельзя принуждать его говорить.
Возможен и другой вариант этого этапа. Например, можно предложить всем присутствующим разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные сны или истории из своей жизни.
Индивидуальная работа — «материализация страха». Участники вновь занимают места для индивидуальной работы.
Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно Кому-либо показывать. Поступите с рисунком так, как вам хочется. Его можно смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом.
После того как участники расправились со своими материализованными в рисунках страхами, им предлагается следующая инструкция.
Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя Сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить Контуры изображения ластиком. Оторвите пальцами лишнюю бумагу — фон рисунка. Ножницами пользоваться нельзя.
Возможна интерпретация некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др.
Ритуальная драматизация — «спонтанный театр». Создается ситуация «публичного» проживания страха. Для совместного Творчества участники объединяются в малые группы по 3—5 человек.
Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь впечатлениями. Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину», используя любые материалы. Распределите и отрепетируйте роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый будет говорить от «лица» своей маски.
Затем каждая группа выходит на импровизированную сцену. Остальные участники в это время — зрители. Получается не-1 большой спектакль, причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей.
Заключительный этап — рефлексивный анализ. В процессе коллективной рефлексии каждому участнику предлагается вербализовать собственные впечатления, к примеру, обсудить:
1. Что ты чувствовал, когда работал один, с группой, что чувствуешь сейчас?
2. Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия?
3. Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?
4. Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно?
5. Какого цвета ваши чувства сейчас?
Одновременно обсуждаются индивидуальные рисунки, выполненные на этапе «настройки».
С уважением, Крисько Светлана