Ответ :
На мой взгляд – это позитивная тенденция. Сейчас во многих храмах работают православные психологи. Это вызвано, на мой взгляд, следующим: во-первых, спектром проблем, с которыми сталкиваются прихожане; во-вторых, потребностью найти более понятный для современного человека («испорченного» научным знанием и желающего получить ясный, четкий ответ на конкретный вопрос) язык, через который бы он мог услышать важную для его души информацию; в-третьих, с необходимостью в нашем быстроменяющемся мире «здесь и сейчас» решить конкретную проблему и соотнести ее с жизнью духа. Большой интерес служителей церкви вызывают исследования педагогов и психологов, ставших священниками. Возможно, Вам знакома нравственная психология А.Гармаева («Психопатический круг в семье»), антропологическая психология (психология человека) Б.Ничипорова и др. Психология бывает разной.Безусловно, привлеченные в церковь психологи вряд ли стоят на позициях психоанализа и психодинамической теории З.Фрейда суть которой заключается в утверждении, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Хотя, безусловно, много важных для психологической науки положений в теории З.Фрейда присутствуют и дают исследователям благодатный материал для анализа. У некоторых людей может сложиться впечатление, что психоанализ – это главное и чуть ли не единственное направление в современной психологии. Но это не так. Есть, например, бихевиоральное, гуманистическое, когнитивное направления. Есть и замечательные отечественные теории личности. Каждое крупное направление как обогащает психологическую науку новым знанием о природе человека, так и задает множество вопросов своим последователям. Но не будем глубоко уходить в научную психологию, а вернемся к Вашему вопросу.
Хочу процитировать Вам из книги Ничипорова Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 192 с.(Серия “Вселенная духа”) несколько выдержек, отражающих, на мой взгляд, отношение психолога в церкви к своим «клиентам» и к самой профессии психолога.
“Психолог-практик, психолог-теоретик и психолог экспериментатор - все они, приступая к человеку, должны культивировать в себе чувство, которое пока совершенно чуждо большей части нашей ученейшей публике. Даже само это слово, можно сказать, неизвестно. Но я дерзну его произнести. Это чувство благоговения. Благоговению перед человеком чужда сентиментальность. Каждый, любой человек (даже человек “последний”) является обладателем великого сокровища - святыни души, образа Божия, который неуничтожим принципиально” (с.32).
Один святой сказал, что благоговение состоит из двух начал: страха и радости. Страха, опасения, как бы не навредить душе этого человека. Ведь этот человек имеет свой путь жизни. Поэтому сначала “не навреди”, а потом “помоги”. И второе - радость, радость от того, что сейчас между двумя людьми произойдет встреча.
Б.Ничипоров очень правильно, на мой взгляд, высказывается о психологической помощи: “Если психолог может “помочь” самому себе, то он (в той или иной мере, конечно) может помочь и другому, “клиенту”, как сейчас любят выражаться. Если же внутренняя и личная жизнь самого психолога несостоятельна, то не надо и браться помогать другим. Врач! Исцели самого себя (Лк.4,23)” (с.33).
С уважением, Фузейникова Ирина Ниловна