Оксана Альберти
Психолог-консультант
Ответ :
Я не думаю, что в какой-то православной литературе Вы могли найти запрещение людям радоваться. "Всегда радуйтесь, за все благодарите" - писал апостол Павел в своих посланиях христианским общинам. Возможно, Вы читали какие-то святоотеческие писания, которые предназначены для монахов, ведущих аскетическую жизнь. Такие книги читают обычно по благословению духовника, даже воцерковленные люди. Не воцерковленные же, действительно, могут запутаться, ибо там специфическая терминология и лексика. Мирянину не воцерковленному желательно начинать свой путь к Богу с посещения богослужений в храме и чтения Евангелий. В Евангелиях с нами говорит сам Христос, и Его речи образны и понятны, полны веры, любви и надежды. Желательно в какой-то момент созреть для исповеди. Готовиться к ней нужно по заповедям - заповеди десятисловия и заповеди блаженства. Определить свои грехи как моменты нарушения этих заповедей. Для помощи в подготовке можно использовать книжечки о. Иоанна Крестьянкина "Опыт построения исповеди" или св. Игнатия Брянчанинова "В помощь кающимся". Какие грехи знаете за собой, в чем действительно раскаиваетесь, что хотите в себе изменить, о том и говорите на исповеди. И не надо ничего бояться - "боящийся не искушен в любви" - часто говорил Христос своим ученикам. Понимание веры приходит постепенно.
Богу не надо ничего доказывать - Он сам все видит. Любовь просто надо иметь в душе, как противоположность агрессии, обидам на себя и других, унынию, превозношению себя и пр. Это и есть основные грехи, а поступки уже вытекают из неправильного состояния души. "Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем" - сказано в Евангелии от Иоанна (4.16) - вот основа христианства. И вся жизнь человека верующего посвящена приведению себя в соответствие этому состоянию и удержанию себя в нем. Церковь для этого в помощь, но не самоцель. Священники не святые - ни один человек при жизни не считается святым в православии. Поэтому не надо идеализировать священников, но просить совета и перенимать опыт. Участвовать в таинствах, совершение которых невозможно без священника.
Науку психологию церковь вовсе не отрицает - наоборот, существует такое ответвление, как православная психология. Некоторые батюшки имеют психологическое образование. Негативно высказываться могут о некоторых школах, методах, выводах и установках, что совершенно естественно. В наше время психология очень сильно разветвилась. Появилось довольно много сомнительных направлений и методик, которые работают на сиюминутную выгоду, но наносят глубокий вред душе пациента. А классическая психология как наука о душе, всегда принимала понятие Бога как высшей точки трансцендентности души, с чем церковь совершенно не спорит.
Резюмируя, скажу еще раз: начинайте изучать христианство с Евангелий, и, если будет по-прежнему что-то непонятно, можете обратиться ко мне за индивидуальной консультацией.
С уважением, Оксана Альберти