Ермилова Марина Константиновна
Психолог–консультант
Ответ :
О возможных причинах такого поведения начальницы, Вы сами очень хорошо все написала. Но это, пожалуй, не причины, а поводы для "стравливания" из себя накопившейся ненависти. О причинах такого поведения начальницы, говорить здесь не будем. Это ее проблемы, и надо работать непосредственно с ней. По сути она несчастный человек, которого разъедает не выпущенное раздражение (ненависть). Настоящей радости у нее нет в жизни.
Вопрос должен стоять не столько о начальнице, сколько о Вас и Ваших коллегах. Обычно такое поведение в коллективе существует до тех пор, пока ПОЗВОЛЯЮТ так себя вести. Прежде всего, надо просмотреть, что заставляет конкретно Вас терпеть такое поведение. Значит, внутри сидят болячки, страхи, которые заставляют молчать. Поисследуйте себя и свою начальницу - какие "кнопочки" Вашей души она нажимает. Там и слабинка. Если бы у Вас не было этих слабинок, она бы на пушечный выстрел не смогла подойти, и даже попытки бы не было. "Проиграйте" страхи, по типу: а что будет, если я сделаю то-то и то-то…."
С такими людьми, как Ваша начальница, не стоит боятся идти на конфликт. Не вражду открытую, а "поставить ее на место".
В Вашем случае это может выглядеть примерно так:
1. Сначала отработать те страхи, которые мешают вам дать отпор начальнице. Это надо сделать с психологом, если не сможете самостоятельно разобраться с этими проблемами.
2. Подготовиться к отпору, продумав заранее стержень отповеди. Можно даже заучить трафареты выигрышных фраз, если страх слишком велик и нет гарантии, что не растеряетесь.
3. Специально устраивать "разборку" не стоит. Надо дождаться яркой несправедливой провокации с ее стороны.
4. Разговор должен проходить обязательно в присутствии большого количества сотрудников. Хорошо бы и начальника тоже. Еще лучше, промолчать в момент ее нападения, но после этого, ничего не объясняя начальнику, попросить пригласить в его кабинет сотрудников, и эту даму. И всю отповедь сделать официально, в присутствии людей, чтобы не было кривотолков. И в начале "отповеди" так и сказать, что Вашему терпению пришел конец, Вы не желаете кривотолков, поэтому хотите вести этот разговор в присутствии начальника и коллектива. Но в разговоре Вы не должны заручаться поддержкой коллектива. Отвечаете только за себя. И не позволяйте Вас сбить комментариями сотрудников или начальника. Его можно корректно, но твердо остановить, сказав, что вы намерены высказать все, что назрело.
5. Говорить спокойным, даже нарочито сдержанным голосом. Без пауз, не давая вклиниться никому, даже, если Вы задаете вопрос. Вам по сути не нужен ответ. Нужно поставить на место хамку и дать ей понять, что с Вами ее фокусы не пройдут. НИКАКИХ ЭМОЦИЙ, КРОМЕ СДЕРЖАННОЙ ДО ПРЕДЕЛА ИНТОНАЦИИ И ТВЕРДОЙ РЕШИМОСТИ СТОЯТЬ В ЭТОМ ПОЕДИНКЕ ДО ПОБЕДНОГО КОНЦА!
6. Задача Вашей отповеди:
- Дать всем понять, и этой даме в первую очередь, что Вы прекрасно видите истинную подоплеку придирок (ни в коем случае, не называя их конкретно - это прозвучит необоснованно и перейдет в базарные пререкания).
- Заверить окружающих, что Вы готовы принять от нее замечания, но только, если они касаются чисто профессиональных вопросов, конкретных и обоснованны, четко изложенных и ТОЛЬКО в нормальном корректном тоне. (естественно после этого и до этого вы должны именно так и поступать).
- Сделать официальное заявление, что Вы не позволите ей поставить Вас в такое положение, когда вынуждены будете уволиться. Потому что Вам нравится работа, и Вы не собираетесь от нее так просто отказываться.
- Можно обратиться к начальнику с пожеланием-просьбой, оставить за собой право в случае не выполнения Ваших условий, обратиться к нему за помощью, как к человеку, который заинтересован в нормальном психологическом климате в коллективе, чтобы не страдало дело.
Я понимаю, что предложенный мной вариант, отдает "совковостью", когда существовал партком, профком и товарищеский суд. Но у наших людей, увы, "совковое" мышление засело основательно. Именно поэтому такой способ эффективен.
Также надо понять, что люди такого типа, как Ваша начальница просто распущенные, мелкие, трусливые личности, которые самоутверждаются на слабых. Но сами до смерти боятся, когда с ними поступают твердо и жестко. С такими экземплярами нельзя разговаривать, делая при этом реверансы, но и ни в коем случае нельзя опускаться на базарный уровень.
Основное наполнение Вашей отповеди должно быть именно в тоне, в твердой решимости дать по рукам распоясавшейся хамке! Детали не имеют значения, они только кирпичика, из которых вырастает решимость и сила.
Я показала только основной принцип поведения с такого рода людьми. Тонкости Вам придется продумывать самой, взвешивай конкретную обстановку на работе и свои силы. Без ощущения уверенности начинать этот разговор не стоит! Это либо превратится в базар, либо начальница перехватит инициативу и Вы будете бледно выглядеть. Перед разговором советую убрать все огрехи в своей работе. Чтобы не за что было прицепиться.
Если такой вариант вообще не приемлем, то главное, уловить суть поведения с ней и действовать по обстановке.
Вперед, Клавдия! Хамов надо учить, и за свою жизнь драться! Иначе Вы пожизненно обречены на то, что Вас будут опускать!
Сил Вам и мужества!
С уважением, Ермилова Марина Константиновна