Липкина Арина Юрьевна
Психолог-консультант
Ответ :
Это возраст, когда появляются личные, собственные желания ребенка, и они часто имеют форму аффекта, то есть овладевают ребенком. Одновременно ребенок начинает сравнивать себя и взрослого, изучает взрослого в ситуации. Ребенок начинает отделять себя от окружающих и начинает осознавать себя. В этом возрасте проявляется негативизм - стремление сделать что-то вопреки взрослому, даже если это мешает самому желанию ребенка, и такая реакция только потому, что предложение идет именно от взрослого. Также ребенок становится упрямым, настаивая на своем только потому, что это его желание, проявляется строптивость - когда ребенок настроен против норм воспитания, сложившегося образа жизни. Ребенок может начать протестовать против власти родителей, авторитета, плеваться, кусаться, обзываться и проявлять деспотизм, заставляя родителей делать все, что он требует. Этот кризис связан с отделением от близких взрослых и становлением самосознания ребенка. И это естественный процесс роста, формирования личности ребенка, наоборот - если бы всего этого сейчас не происходило, в будущем была бы вероятность, что ребенок станет безвольным, безынициативным, робким, тревожным. Сейчас у него формируется воля, автономия. Поэтому надо проявлять терпение, говорить с ребенком, не наказывать его, ни в коем случае не бить (физические наказания, например, способствуют формированию сексуальных отклонений у ребенка). Вы делаете все правильно, другой вопрос, что Вы не понимаете, что происходит, и Вас это расстраивает, Вы неверно интерпретируете происходящее. Ребенок учится делать свой выбор и проверяет, насколько Вы можете обозначить границы, настоять на запрете того, что ему вредно или не нужно.
С уважением, Липкина Арина Юрьевна