Липкина Арина Юрьевна
Психолог-консультант
Ответ :
Таким образом проблема не в отношениях сына и отчима, а в том, что Вы не владеете ситуацией, Вашего сына захватила свекровь, а Вам приходится быть в борьбе с ветряными мельницами, ведь все, что Вы и муж пытаетесь делать для воспитания сына, регулярно перечеркивается отношением бабушки к ребенку. Мужу стоит понять, что в данном случае он не конфликтует с Вами или с ребенком, ему надо посмотреть дальше и увидеть, что за всем этим стоит семья отца ребенка, которая не только не считает нужным сопоставлять стили воспитания, условия для ребенка (как дома, так и у бабушки), но и даже полностью игнорируют и фактически "выставляют" Вас вон. Самая уязвимая и страдающая при этом сторона это маленький мальчик, который будет пожинать плоды таких противоборств, противоречий в воспитании (его капризы не что иное как последствия воздействия взрослых, а вовсе не его осознанный выбор). Первое, над чем надо поработать, это над признанием ребенком Вашего приоритета и приоритета мужа (отчима). Для этого надо организовать пространство в доме для ребенка и способы его самоутверждения, которые были бы завязаны на дисциплине, аккуратности, развитии самостоятельности. Но делать это надо через игры. Например, игры с правилами или игры-соревнования, также ребенка надо мотивировать. Предположим, если у него любимые игрушки- машинки, можно сделать гараж (соорудить из картона, раскрасить), и собирать из конструктора машинки, пополнять гараж. Каждое пополнение это оплата ребенку, например, цветным купоном, который он потом может обменять на деньги у родителей или на новый аксессуар для гаража. Надо на видном месте на стене повесить плакат с мотиваторами (игра - какая и когда и что ребенок может выиграть, заработать, делайте грамоты для ребенка). Приглашайте друзей его возрасте к себе домой, которые на Ваш взгляд, уже способны стать примером для подражания в чем-то, обращайте на это внимание ребенка. Но их совместные игры также надо заранее организовывать. Необходимо создать учебное, игровое пространство вокруг ребенка: оставьте на столе и в столе ребенка то, что ему принадлежит, но только то, что поможет ему сосредоточиться на его интересах, увлечениях, учебе, повесьте доску около стола, на которую можно вывешивать рисунки, сертификаты, оценки, - то, что отображает его достижения и планы. Посмотрите журнал хорошего поведения для мальчиков: http://www.elc-russia.ru/toy/26200/
Привлекайте сына к хозяйству, помощи, используйте разные хитрости, например, если он что-то очень любит (продукт, еду), скажите, что сил нет готовить и Вам нужна его помощь, дайте ему что-то простое (смешать ингридиенты, смазать соусом), но показывайте его значимость и невозможность покушать, пока он не поучаствует в процессе готовки. На кухне может быть импровизированная кукла-младенец(пусть у нее будет свое место), которую кормят с ложечки, причем обязательно это кукла - девочка (дайте ей девчачье имя). Это будет демонстрировать сыну, что с ложечки кушают только лялечки-девочки, а он уже такой большой, умный и столько умеет. И в итоге он сам будет отказываться от ложечки у бабушки. То есть Вам с мужем надо не напрямую с бабушкой бороться, а создавая более увлекающую и мотивирующую обстановку дома для сына.
С уважением, Липкина Арина Юрьевна