Липкина Арина Юрьевна
Психолог-консультант
Ответ :
Эмоциональность трехлетнего ребенка связана с процессом восприятия. Он эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания неустойчивы и быстро проходящи, он не может их сдерживать, - ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Для 3-х лет характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка, аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление:
ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. К трем годам у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Ребенок высоко оценивает себя независимо от того, как он реально поступает — хорошо или плохо. Кризис 3 лет — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления:
1. негативизм - главным мотивом действия ребенка в этом случае становится сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на
требование или просьбу взрослого. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать и не хочется — чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При негативизме он не делает назло, а вовсе не потому, что ему этого не хочется.
2. упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Также ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. В Вашем случае конфликты стали регулярными, это уже протест со стороны ребенка. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д.(хочу конфету, но скажу об этом через полтора часа).
3. обесценивание - 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются
старые привязанности к вещам) и т.п.
Начните с завтрашнего дня записывать все случаи, когда ребенок неадекватно капризничает, ваши реакции, надо начать отслеживать изменения при Вашем новом поведении. Сейчас реагируете так: на примере ночного скандала с конфетой, Вы приходите, говорите ребенку, что сейчас ночь и надо спать, даете ей воды (так как она будет плакать и ей захочется пить, бутылку или чашку надо положить так, чтобы она не могла ее выкинуть из кровати, например, привязать) и уходите. Вы можете вернуться только в одном случае -никак не для выяснения, какая же ей нужна конфета или в какое окошко она хочет смотреть, а только если ее от плача начнет тошнить (то есть Вам все же придется пока не спать и стоически выдерживать ее крик). Говорите ей глядя в глаза, четко, громко, но без раздражения. Не показывайте свою жалость или сомнения. Вам придется пережить несколько таких ситуаций, но потом ребенок примет Ваши правила игры. Пока что она хозяин положения, при том, что ей это вредно и это неверная расстановка.
С уважением, Липкина Арина Юрьевна