Сложная ситуация во взаимоотношениях с дочерью
Здравствуйте! У меня, как и у многих матерей, сложная ситуация по поводу взаимоотношений с дочерью. Мне 43, ей почти 19. Девочка с детства отличалась замкнутым и не очень веселым характером, склонна к пессимистическому восприятию действительности. С трудом находит общий язык со сверстниками (как она говорит, они ее не принимают). При этом быстро находит общий язык с взрослыми людьми. Девочка хороша собой, но совершенно себя не принимает, постоянно находит какие действительные или мнимые недостатки и переживает из-за этого. Учится великолепно, интеллектуально развита хорошо, школу окончила с медалью, сейчас учится в вузе. Со мной отношения одновременно как с подружкой (задушевные беседы, делится всеми новостями, проблемами по поводу молодых людей) и как со «служанкой». В бытовом плане я полностью ее обслуживаю. При этом никакой благодарности, все воспринимается как должное. По хозяйству мне совершенно не помогает, даже малейшая просьба в чем-то мне помочь вызывает бурю протеста. Вокруг нее постоянный и ужасающий беспорядок, все мои с мужем призывы убраться в комнате заканчиваются либо скандалом, либо (если ее удается упросить) последующими ужасными отношениями, словно мы ее вынудили заняться чем-то неподобающим. К домашнему труду относится как к презираемому виду деятельности и явно брезгливо. Я очень боюсь, что в дальнейшем все это приведет к большим проблемам с замужеством или в замужестве. Все свое время дочь проводит рядом с компьютером: говорит, что готовится к занятиям, но при этом большую часть времени тратит на Интернет-общение. При этом очно, кроме как во время занятий в вузе, почти ни с кем не общается. При этом мне непонятно, что я сделала не так в ее воспитании и что мне теперь надо делать, чтобы наладить взаимоотношения. Пыталась убеждать себя, что все это временные трудности взросления, но постоянный беспорядок, создаваемый дочкой в общем жилище, и ее постоянная грубость в ответ на мои просьбы время от времени приводят меня то в ярость, то в уныние. Я просто не понимаю, как сделать так, чтобы одновременно вырастить адаптированного к социальной жизни человека и при этом не потерять с ней контакт. Заранее большое спасибо! С уважением.
Светлана, Москва, 43 года
Виктория Фадеева
Семейный системный

психолог
Ответ : Если Вас беспокоит беспорядок в доме, то могу Вам сказать, что это проекция внутреннего состояния Вашей дочери. Подростки так "проявляют" себя, так "показывают" свои личные границы. Это бессознательный процесс, и бороться с ним смысла нет. Вы пишете, что девочка прекрасно училась, с золотой медалью окончила школу, значит, во внешнем мире у нее все структурировано до предела. А где ребенок может декомпенсировать напряжение? Только дома. Вот Вы и "получаете по полной программе". Это оборотная сторона ее успешности. В ином случае у нее бы возникали серьезные соматические проблемы. По крайней мере, в моей практике это встречается достаточно часто.