Федулова Светлана
Индивидуальные психологические консультациии, психоаналитическая психотерапия, клиническая психология
Ответ :
Переходный период у всех проходит и по-разному. и в чем-то одинаково.
Самая большая трудность для ребенка в том. что он уже физиологически чувствует себя изменившимся, повзрослевшим, а в социальном плане - все еще практически бесправен, к нему и относятся как к ребенку. Протест возникает во многом из-за этого.
У него уже есть собственное мнение, но его не слушают и не слышат. У него есть необычные пока для него физиологические ощущения, но поделиться не с кем. Попробуйте понять его и вспомнить себя, какими Вы сами были, чего бы Вы хотели от родителей?
Ну, наверное, чтобы к хотя бы прислушивались к мнению, в чем-то советовались даже, уважали уже начинающуюся формироваться взрослую личность. Возможно, и в Вашей семье найдется что-либо, что можно обсуждать с сыном как со взрослым, на равных. Подумайте, найдите такие вопросы, начните с малого покажите сыну, что Вы видите в нем не дитятко, которого только игрушки интересуют, но и человека, начинающего задумываться на жизненно важные темы.
Очень важна роль отца, или мужчины из ближнего кружения, который является для ребенка значимым, объектом для подражания. Пусть он проводит с ним больше времени, разговаривает, что-то вместе делает полезное по дому. Рекомендует серьезные взрослые книги, а потом можно будет их обсуждать.
Вы можете почерпнуть многое даже в литературе для подростков - там описываются мысли и чувства, которые посещают в этом возрасте. На полках специальной литературы есть много различных учебников, например, Райс Ф. "Психология подросткового и юношеского возраста". Но думаю, чтобы понять своего сына, присмотритесь к тому, что он сам читает и смотрит, найдите повод поинтересоваться его мнением. И, каким бы оно ни было, не отвергайте, а обсуждайте, разговаривайте, не навязывая своего.
С уважением, Федулова Светлана