Не спешите с диагнозами!

Мальчик - 5 лет. НЕ принимает неудачи. Если не получилось - что-то собрать из конструктора, кубиков или выиграть у других детей какое-то соревнование, или даже застегнуть пуговицы, - начинается скандал. Орет, визжит, все швыряет, ломает; может кинуться на взрослых с кулаками; может начать бить себя довольно сильно. Что это? Возрастное? Особенность темперамента? Надо ли что-то специально предпринимать, чтобы уменьшить остроту его реакции? Или ждать, что пройдет само? Разговоры взрослых "мол, все получится, попробуй еще раз" помогают не особенно: может попробовать еще раз, - если получится, - спокойствие восстановлено, но только до следующего раза. Иногда может согласиться на помощь взрослого, но с неохотой, - очень хочет, чтобы у него получилось у самого.
Галина, Москва, 32 года

Федулова Светлана

Индивидуальные психологические консультациии, психоаналитическая психотерапия, клиническая психология
Ответ : Ну, зачем же сразу ставить клеймо? Нет, это не неприятие неудач, это может быть всего лишь проявление подвижности, энергичности, характера ребенка. В этом возрасте еще слишком рано говорить о такой сложной психической составляющей, как анализ своих действий, опыта и программирование результата. Сыну хочется побыстрее достичь цели, но никак не получается, потому естественно его раздражение. Раздражение - это вполне нормальный выход негативных эмоций, ведь они есть, раз никак не получается, как не быть! И лучше пусть выходят, чем копятся внутри. Насторожить может только слишком ж бурный выход, разрушительный, переходящий в агрессию на взрослых. Тут уже Вы должны поставить сына перад фактом: нельзя бить людей, они не виноваты в твоих неудачах. Жесткость на словах будет вполне уместна. Отчего такое может быть Не было ли недавно травм, сильного стресса у ребенка? Как строятся его отношения с ровесниками? Есть еще много факторов, которые очень индивидуальны. Может быть, стоит показаться психоневрологу, это не страшно, не будет никаких социальных последствий, но нужно удостовериться, что в поведении нет болезненной составляющей. Специалист-психолог по работе с детьми может подсказать, какие приемы существуют для прекращения агрессивных выпадов, какие из них подойдут для Вашего сына. Что можно сделать От родителей нужно много терпения и любви, чтобы показать ребенку, что они его любят не за то, что он пуговицу застегнул с первого раза, да пусть хоть с 10-го! А за то, что он такой вот у них есть, свой, родной. Рассказывайте, что даже вот в сказках с третьего, например, раза что-то получается у героя. Фантазируйте, смотрите, какие примеры и слова убедительнее для сына Хвалите за то, что предпринимает попытки, раз за разом, садитесь рядом и подавайте пример. Но не подменяйте собой, выполняя его работу, иначе пропадет желание достичь поставленной цели, возможно, навсегда. И останется осадок. что ничего сам не может вообще.

С уважением, Федулова Светлана