Если 3-летний ребенок не слушается

У меня ребенку 3 года. Он некого не слушается не маму ни папу, незнаю что и предпринять уже.
Ирина, Г.москва

Пряхина Юлия

Психолог, коуч
Ответ : Ваше письмо очень эмоционально, понятно, что вы устали и расстроены. Но вам все же нужно понять, что же происходит. Для этого вспомните, когда проблема возникла. Как вел себя ребенок раньше? Был послушный, а потом перестал им быть, или раньше хоть как-то слушался, а теперь совсем не слушается. Здесь все важно записать на бумаге последовательность событий, бумага позволяет структурировать происходящее и обуздывает излишние эмоции. Существуют ли ситуации, которые провоцируют непослушание? Отдельные люди, в присутствии которых ребенок обычно демонстрирует подобное поведение? С родителями - не слушается, зато бабушка может с ним договориться, например. Где, как и в каком окружении проявляется проблема – вот, что важно выяснить во всех подробностях. На основании того, что вы выясните, можно делать определенные выводы. Дело в том, что все наши контакты в семье определенным образом устроены. Дети особенно чутко реагируют на то, что происходит в семье, изменения в поведении могут быть симптомами некой ситуации, которая явно или скрыто существует. Например, ухудшаются отношения между родителями, они отдаляются друг от друга, ребенок ведет себя таким образом, что родители, сплотившись, начинают заниматься им, его проблемами, забывая про свои. Другой частой причиной детского непослушания является ощущение родительской некомпетентности. Это сложное чувство, но самой важной его составляющей является неуверенность родителя в том, что он требует от ребенка. Это часто встречающаяся проблема молодых родителей. На интервью оказывается, что бабушка совершенно свободно чувствует себя в ситуациях, где мама наталкивается на глухое сопротивление ребенка. Неуверенность родителя может породить хаос в детском поведении. Не берусь догадываться, что происходит у вас. Вполне возможно, что ребенок просто вошел в один из своих кризисных возрастов (кризис 3 лет подробно описан в популярной психологической литературе). Это время, когда ребенок впервые «пробует» своё «я». Ему важно настоять на своем, вступая в конфликты со взрослыми, так как другого способа «проявиться» и заявить о себе у ребенка пока нет. Переживите это, вооружившись терпением и пониманием, но в то же время, давая ему понять, что жизнь устраивают взрослые. Здесь важно устоять в заведенном порядке, чтобы у ребенка не возникло ощущения, что существующий мир легко разрушить. Не думайте, что он не слышит ваших призывов и запретов. Ему ведь важно посмотреть, как вы себя будете вести, что предпримите. Используйте принцип отражения. Когда ребенок «выходит из берегов», не боритесь с ним, а отражайте его поведение, конечно, если оно не опасно для здоровья, здесь нужно проявлять жесткость и строгость. Здесь очень важно переосмыслить оппозиционность, к которой он как раз стремится. Отказывается от еды – «похоже, ты сегодня не хочешь завтракать». Не одевается – «ты совершенно правильно не надеваешь брюки, ведь сейчас, в разгар лета, это не нужно» и т.д. Важно, чтобы ваши отношения не превратились в препирательство и «перетягивание каната». Вы - родители, он - ребенок, переживающий кризисный период. Все на своих местах.

С уважением, Пряхина Юлия