Ребенок боится инвалидов и психически больных людей

Доченьке сейчас 4 года 6 месяцев. Ребенок домашний, в сад не ходим. С детьми во дворе то играется очень хорошо, то очень стесняется и боится войти в игру. Она очень стеснительна и насторожена с детьми, особенно с незнакомыми, чего не скажешь по отношению ко всем взрослым. Очень обидчива, если в игре что-то не так, ей проще уйти (мама я хочу домой, пойдем домой). В 4 года она очень испугалась (от страха заплакала, напряглась и дрожала всем телом), увидев в метро инвалидов-попрошаек. С тех пор в метро не ездим, подходя к подземному переходу она всегда напрягается, меняется в лице и спрашивает "мы только в переход, в метро не поедем?". Сейчас мы ходим на занятия в детский центр и там она увидела психический нездорового ребенка. Реакция точно такая же как в метро и теперь не хочет ходить на занятия, говорит: "Я не хочу туда идти, мама, пойдем домой, мне трудно заниматься". Пытаюсь дочке объяснить, что такое бывает, что люди бывают разные физически и бывают такие деточки тоже. Если раньше мы ходили на занятия нормально, то теперь доченька говорит "я никуда не хочу и не буду ходит ни на занятия, ни в школу, ни на работу, я всегда буду сидеть дома, я не хочу выходить из дома". Психолог из дет.центра говорит" это хорошо, что страх ребенка так проявляется в виде слез и такого волнения, что она не спрятала это себе, продолжайте ходить на занятия (т.е. в коридорах прийдется сталкиваться с нездоровым ребенком), не уступайте ее просьбам, иначе ребенок не научится справляться со страхами, при первых трудностях будет бросать все дела. Я не знаю, как правильно поступить. Продолжать водить ребенка на занятия, это значит постоянно держать ее в напряжении близком к истерике, если не ходит на занятия, то получится, что опять от трудностей мы убегаем домой? Не закрепится ли эта привычка, ведь через 2 года школа.
Ольга, Москва, 34 года

Крисько Светлана

Детская и подростковая психология, арттерапия, семейная психотерапия, тренинги.
Ответ : У вашей дочери доминирующая эстетическая и интуитивная функция, поэтому все некрасивое, уродливое вызывает ужас. Начинается перенос, так как у таких детей развита эмпатия. Они как бы ощущают других людей как себя. Страх пройдет если с инвалидом познакомиться и она увидит. что ему свойственны и красивые человеческие чувства. Не знаю как это сделать. Думаю, что жизнь представит такой случай, когда она будет постарше. В кружки продолжайте водить и учите видеть в каждом человеке что-то прекрасное. Тогда она научится концентрироваться не на недостатках, а на достоинствах.

С уважением, Крисько Светлана