Как привить ребенку дисциплину перед школой?

Сыну 7 лет, в семье один ребёнок, мальчик идёт в первый класс, проблема в том, что ребёнок очень активный, очень любознательный, при этом очень "с характером", если что-то ему не нравится, сразу психует, кричит и упрямится.

Через время, если его не трогать, как ни в чем не бывало снова спокоен.

Если в чем-то ему отказывать или ругать, та же реакция - крики, психи и т.д. На замечания делает вид, что не слышит, делает все по-своему. Нам родителям кажется, что его избаловали бабушки, и, может, мы немного, хотим привить немного дисциплины, на что получаем категоричную реакцию.

Скоро школа, и мы переживаем, что у нас там могут возникнуть проблемы.

Что это с ребёнком и как нам быть с ним?

Мария, Горячий Ключ, Россия, 28 лет

Пархоменко Ирина Генриховна

Клинический психолог, детский психолог
Ответ :

~~У Вас в письме все правильно и четко описано: и ситуация, и причины, и план.
Отсутствие общих и понятных правил со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок может воспринимать себя источником этих самых правил или думать, что правила необязательны. Со взрослыми (родителями и бабушками) ведет себя по- разному, манипулирует ими. В таких условиях ребенок не чувствует себя защищенным. А, следовательно, у него могут случаться истерики.
Получить моментальные результаты затруднительно. Но последовательные и регулярные мероприятия помогут Вам справиться с ситуацией.
Рекомендации:
• Сформулируйте несколько семейных правил (для всех членов семьи), обсудите их, настаивайте на их выполнении. Это должны быть простые понятные требования. Например, соблюдать режим дня, уборка личных вещей, скандалам - нет! обсуждениям - да! и другие.
Не «давить» правилами, а заинтересовывать. Дать понять сыну, что правила не только ограничивают, но и защищают. Например, взрослые не пристают с требованием поесть каждые 15 минут, если ребенок съел вовремя обед.  Родителям необходимо тоже следовать сформулированным правилам. Можно поделиться с сыном, что Вы тоже стараетесь, и вам тоже иногда сложно следовать всем правилам. Правила и режим дня делают жизнь предсказуемой, следовательно, ребенок становится спокойнее.
• Иерархия. Родители формулируют требования и правила воспитания, бабушки (и другие взрослые) им следуют. Если бабушки обесценивают авторитет родителей, то и их авторитет не может сформироваться в таких условиях. Правила должны быть едиными и понятными. Придерживаться их взрослые должны постоянно. Непоследовательность в конечном итоге мешает формированию личностных границ, принятию правил социума.
• Создайте условия для проявления эмоций (и положительных, и отрицательных). Обсуждайте переживания сына в различных ситуациях. Позвольте не только веселиться, но и злиться, огорчаться и так далее. Читайте книги и обсуждайте эмоции героев и его собственные в той или иной ситуации.
Можно рисовать свою злость, гнев, раздражение. Игры с пластилином, глиной помогают детям выражать агрессию.
Заведите традицию расспрашивать его о том, как прошел его день: чему был рад, а что расстроило, то есть про настроение, переживания.
• Если ребенок активный и любознательный, то можно отдать его в спортивную секцию и другие кружки по интересам.
• Поощряйте успехи в дисциплине (даже самые незначительные). Разрешайте принимать самостоятельные решения (в пределах компетенции ребенка). Свои успехи тоже отмечайте.

С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна