Пархоменко Ирина Генриховна
Клинический психолог, детский психологПроцесс развития и сепарации у детей движется не только вперед, но еще имеет периоды регресса. Это в идеальных условиях. В действительности же на процесс развития и регресс также оказывают влияние и травмирующие ситуации, и стиль воспитания, и индивидуальные особенности ребенка, и многое другое.
В возрасте приблизительно после двух лет у ребенка наступает период, когда малыш стремится быть около мамы. Вроде совсем недавно малыш с любопытством бежал к заинтересовавшим его предметам, а теперь часто оглядывается на маму, проверяя здесь ли она, стремится быть рядом с ней. В этот период важно дать понять ребенку, что мама всегда рядом, ребенок может пойти исследовать мир, но при необходимости прибежать к маме. Ребенок как бы проверяет: а не денется ли куда-нибудь мама, если он отбежит подальше и отпустит ее руку.
Похоже, что Ваша дочь к началу посещения яслей успешно миновала этот небольшой период регресса, и ей достаточно поддержки и внимания со стороны родителей. Об этом может свидетельствовать достаточно быстрая адаптация к яслям.
Но ситуация с больницей оказалась для малышки той травмирующей ситуаций, которую ее психике пока переработать сложно. Кроме того, что больница пугает ребенка сменой обстановки, медицинскими малоприятными манипуляциями, но еще и плохое самочувствие усугубляет восприятие больницы, как чего-то, крайне неприятного или опасного. В тяжелых ситуациях дети (и взрослые тоже) регрессируют. Так психике легче справляться с тяжелыми переживаниями.
Вероятно, Ваша дочь, восстанавливая чувство безопасности, возвратилась в тот период, когда ребенок отказывается от познания мира и инициативы в пользу близости с мамой. Пребывание в привычной обстановке, присутствие и забота мамы – на данный момент для малышки наиболее значимы.
В этой ситуации важно уделять дочери заметно больше внимания, проводить с ней время, помочь ей восстановить «свой безопасный мирок». Возможно, на некоторое время стоит отказаться от яслей, побыть с мамой дома, поиграть в привычные игры. Дать ей возможность переработать переживания, связанные с травмирующей ситуацией, миновать период регресса и снова быть готовой к исследованию мира.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна