Пархоменко Ирина Генриховна
Клинический психолог, детский психологВашу ситуацию можно рассмотреть с нескольких сторон. Во-первых, Ваш ребенок посредством рисования выражает свои эмоции, не замыкается на своих переживаниях, а пытается объяснить и донести их взрослым. Во- вторых, имеется рисунок, содержание которого Вас, родителей, пугает. В-третьих, качество контакта между взрослыми и ребенком, уровень поддержки.
1. Посредством рисунка ребенок выносит вовне то, что распирает его изнутри. Ваш сын делает это социально приемлемым способом. И это ценный навык. Он одновременно и перерабатывает свои переживания в творческом процессе, и привлекает внимание родителей к волнующей его ситуации.
Рекомендации:
• Поспрашивать ребенка о том, кто и что нарисовано. Расспросить его, о чем персонажи думают, что чувствуют, то есть дать «выговориться». Выслушайте и поддержите сына. Не давайте оценок.
• Не требуйте от него анализа ситуации или рисунка, не критикуйте, не оценивайте (ситуацию или сам рисунок). Ребенок не всегда может назвать свои эмоции в текущей ситуации, поэтому поддержку и помощь в этом он ждет от Вас. Предложите свои варианты испытываемых персонажами эмоций, с какими-то из них сын может согласиться.
• Можно предложить ему сделать серию рисунков на волнующую тему. Спросить: А что будет с персонажами далее, как будут развиваться события? Принимайте сюжет таким, как излагает его ребенок, не форсируйте события.
• Можно предложить разыграть изображенную ситуацию с помощью игрушек.
2. Испытывать эмоции, выражать их, принимать переживания своих детей – это естественные процессы. Дети (и взрослые тоже) испытывают полный спектр эмоций: от радости и надежды, до печали и гнева. И это тоже естественный процесс. В случае, если имеется запрет на выражение негативных эмоций, они (негативные эмоции) могут найти выход в виде психосоматических проявлений.
Рекомендации:
• Проанализируйте: Вам всегда сложно принимать негативные эмоции сына или именно рисунок с клетками выбил Вас из колеи. Постарайтесь развести эти составляющие и проанализируйте каждую из них.
• Если самостоятельно это сделать затруднительно, или Вы поняли, что Вам самим в этой ситуации нужна поддержка, обращайтесь за помощью к психологу. При поддержке специалиста гармонизируйте свое внутреннее состояние, чтобы вашего ресурса хватало и на принятие своих эмоций, и на поддержку сына.
3. Вы воспитываете ребенка инвалида по слуху. У него есть определенные ограничения. У Вас имеется тревога, связанная с этой особенностью. Ничего из этого нельзя игнорировать. Но и опускать руки тоже не стоит. Кроме того, имеются возрастные кризисы и специфика возрастного периода, присущие всем детям без исключения. И их тоже нужно учитывать.
• В 5 лет мальчики начинают влюбляться в девочек. И здесь симпатия может быть взаимной, а может и нет. А это тоже повод для огорчения.
• Ваш ребенок ощущает, что он отличается от детей на детской площадке. Беседуйте с ним на эту тему. Обратите его внимание на то, что кто-то может плохо слышать, кто-то слепой, кто-то передвигается на коляске. Это не мешает играть, исследовать мир, заводить друзей. Помогите ему наладить общение и со здоровыми детьми, и с детьми инвалидами. Посещайте группы для слабослышащих детей. Помогите сыну получить опыт быть принятым разных детских сообществах.
• Общайтесь с родителями слабослышащих детей. Обменивайтесь опытом, поддерживайте друг друга. Это мощная поддержка и ресурс.
• То, что ребенок плохо слышит, не должно лишать его возможностей развиваться и познавать мир в полной мере. Найдите группы для занятий со слабослышащими детьми.
• Сами активнее включитесь в «мир слабослышащих». При необходимости всей семьей изучите жестовый язык. Больше общайтесь с сыном. Не позволяйте недугу встать между вами.
Желаю Вам терпения и сил.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна