Пархоменко Ирина Генриховна
Клинический психолог, детский психологВы правильно делаете, что серьезно относитесь к появившимся у ребенка страхам, расспрашиваете его, поддерживаете. Сомнительно, чтобы ребенок смог проанализировать или объяснить причину своих страхов. Скорее, он ожидает этого от Вас, родителей.
Предположу наиболее вероятные причины страхов в этом случае.
• Возрастные страхи. Они присущи данному возрасту, и являются этапом развития. Страх потери родителей, страх сказочных персонажей – одни из них. Ваша задача: помочь ребенку преодолеть их. Вы должны демонстрировать готовность в любой момент принять его переживания, поддерживать ребенка, не обесценивать ситуацию или его чувства. Сформируйте вечерний ритуал. Например, беседа перед сном с мамой о том, как прошел день, какие события были самыми яркими, какие переживания у ребенка в связи с этими событиями; почитать интересную книгу, обсудить планы на завтра, придумайте «ваше семейное» пожелание спокойной ночи… Заверьте ребенка, что как только ему станет страшно, он сможет прийти к родителям. Вы выслушиваете его, успокаиваете и позже он идет в свою комнату или Вы некоторое время сидите в его спальне. Рекомендую завести мягкую игрушку, с которой бы ребенок спал. Днем поиграйте вместе с ним этой игрушкой. Игрушка должна стать «маминой помощницей», то есть ассоциироваться с мамой, с защитой, со спокойствием, с чем-то позитивным. Она будет придавать ребенку уверенности, когда он остается один.
• Если ребенку почти 7 лет, то, скорее всего, он меньше чем через месяц пойдет в первый класс. А это момент возрастания тревоги как у ребенка, так и у родителей. Ситуация перехода в другой статус (школьник) может усиливать имеющиеся страхи. Ваша задача: постараться не возлагать на ребенка какие-то свои амбициозные ожидания, а дать ему адаптироваться к роли школьника в своем собственном темпе. А также постараться контролировать свою собственную тревогу, ведь дети чувствительны к состоянию родителей.
• Возможно, в жизни ребенка произошли какие-то события, которые его напугали и усилили имеющиеся страхи. Иногда значимыми для детей могут являться ситуации, которые родители оценивают, как малозначимые. Например, где, когда, при каких обстоятельствах ребенок видел восковые фигуры или это фантазия? Попробуйте проанализировать период начала сильных страхов и события в жизни ребенка. Могло ли что-либо его сильно напугать? Обсудите с ним его переживания.
Рекомендую книгу: Хухлаева Хухлаев «Лабиринт души: психотерапевтические сказки». Она Вам поможет не только в ситуации со страхами, но в адаптации ребенка в школе и многих других ситуациях.
В случае, если не только ребенку сложно будет справиться со своими страхами, но и Вы почувствуете, что не можете оказать ему надежную поддержку, обратитесь на очную консультацию к детскому психологу.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна