Пархоменко Ирина Генриховна
Клинический психолог, детский психологИз Вашего письма, к сожалению, не видно всей ситуации в целом. Поэтому постараюсь рассмотреть ее с разных сторон и сделать предположения.
Во-первых, подумайте, где ребенок мог услышать ругательство. Это может быть какой-то детский коллектив; компания взрослых, где забыли о присутствии ребенка, общественные места. Возможно, фраза была сказана человеком, который в глазах Вашего ребенка выглядит авторитетно, или в контексте ситуации автор ругательства выглядел эмоционально привлекательно для ребенка. Придумайте, вспомните, смоделируйте ситуации и обсудите с ребенком, где можно выглядеть героем, не употребляя ругательств.
Во-вторых, если в вашей семье не принято использовать ненормативную лексику, то с ребенком целесообразнее вести беседу о том, что ни мама, ни папа, ни другие родственники таких слов не говорят, потому что они очень ругательные. То есть, не запрещать ему ругаться, а помочь присоединиться к ценностям семьи.
В-третьих, есть ощущение, что ребенок понял, что с помощью этого «волшебного слова» он сразу привлек столько Вашего внимания и эмоциональной включенности! И может его (это внимание) удерживать по своему желанию! Подумайте, достаточно ли в Вашем взаимодействии с ребенком эмоционального контакта, заинтересованности его делами. Часто ли вы с ним обсуждаете героев прочитанных книг или просмотренных мультфильмов; спрашиваете его о том, как прошел день; разделяете с ним его переживания и радостные, и грустные, и агрессивные?
Надеюсь, что, рассмотрев ситуацию в более широком ракурсе, Вы увидите не только ее причины, но способы преодоления.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна