Ребенку сложно влиться в школьный коллектив

Здравствуйте! Вопрос по поводу сына, которому сейчас 9 лет. Семья у нас полная, ребёнок единственный. Три года назад мы переехали в Испанию на ПМЖ. У ребёнка были проблемы с адаптацией, т.к. через неделю после переезда пошел в школу, практически не зная языка. Часто рассказывал, что мальчишки смеются над ним, обзывают, а он не зная языка мог постоять за себя только кулаками. Как умел. Можно себе представить какую он себе заработал репутацию. Ходили к психологу, поставили СДВГ. Но у меня есть сомнения, т.к. он выборочно агрессивен. Дома он доброжелательный и в меру послушный мальчик:). Но есть кое-что, что меня беспокоит. Недавно мы с ним играли в крестики-нолики. Он попросил, чтобы я не поддавалась, и я играла честно. Но после того, как я один раз выиграла, он упал на пол и закатил истерику (неконтролируемую). Я долго не могла его успокоить. Конечно, я и раньше замечала, что он очень злится, когда проигрывает, но так было впервые. Я поняла, что разговоры (о том, что невозможно все время выигрывать, надо научиться проигрывать достойно и ты проиграл, зато...) не помогают. С ним говорила об этом, как умела. И тут, лёжа у меня на груди, опять начинает плакать и рассказывает мне историю о том, что когда он пошёл в первый класс, у них были соревнования по бегу. Кто-то из мальчиков его толкнул, и он упал. Все дети смотрели на него и смеялись. А он тогда ещё совсем ничего не мог им ответить, все держал в себе... Мне не рассказал, потому что не хотел расстраивать. И сказал "что он должен исправить ошибку". Мы с ним поговорили об этом, он успокоился, но я не могу успокоиться. Он получил серьёзную травму, и мне кажется, разговоров недостаточно. Я понимаю, что нужна очная консультация с психологом, но сейчас мы не имеем такой возможности. Подскажите, пожалуйста, что я могу сделать для него как мама? Чем могу помочь? Я в растерянности. Думала, что я все знаю о нем, оказалось, нет. Ребенок занимается спортом: баскетбол, футбол (его выбор, тренировки каждый день), любит английский, музыку и рисовать. Не любит физкультуру и имеет плохую оценку, хотя на тренировках по футболу показывает отличный результат. Помогите, пожалуйста, советом! Будем очень признательны!!!
Ольга, Испания, 36 лет

Пархоменко Ирина Генриховна

Клинический психолог, детский психолог
Ответ : Поступление в 1 класс является важным этапом в жизни ребенка и его родителей, сопровождающимся повышением тревоги, как у детей, так и у взрослых. Переезд – это также сильный стресс, как для детей, так и для взрослых. А если учесть, что в Вашем случае – это переезд в другую страну с другим менталитетом, другими традициями, другим климатом, другим языком, другими правилами и так далее, то интенсивность стрессовой ситуации возрастает в несколько раз. Для Вашего сына несколько стрессовых ситуаций наложились одна на другую, усилив друг друга. Образовалась травмирующая ситуация. Стремясь обеспечить ребенку наиболее хорошие условия проживания и учебы, Вы, вероятно, хотели закончить хлопоты по переезду до начала учебного года. Но получилось, что у ребенка не осталось времени на адаптацию в другой стране с ее традициями, языком, правилами. Не было времени на то, чтобы завести знакомых, подружиться с кем-то из сверстников, привыкнуть к новому дому. То есть, маленький ребенок в этот момент мог ощущать себя вырванным из привычной среды и помещенным в неизвестную ему, а поэтому пугающую. В такой ситуации Ваш сын ощущал свою беспомощность острее, чем он мог бы ее ощущать, если бы не нужно было переезжать. В сложившейся ситуации любое недоброжелательное или агрессивное действие в свой адрес воспринимается в гипертрофированной форме. Вероятно, агрессивные и недружелюбные действия со стороны одноклассников явились, скорее, триггером, чем причиной сложившейся ситуации. Возможно, что чувство незащищенности у Вашего сына усилилось еще и тем, что он не смог в достаточной (а ему в тот момент нужно было очень много!) мере опереться на родительскую поддержку. Вы (родители) решали важные для семьи организационные вопросы, и сын решил, что свои вопросы должен решить сам. Это те стороны, которые выглядят травмирующими. Но, опираясь на содержание Вашего письма, можно выделить и сильные, ресурсные стороны семьи в целом и Вашего сына в частности! И они (ресурсы) достаточно весомы. Во-первых, Ваш сын не дает себя в обиду, защищается. Это выражается и в том, что может постоять за себя, подравшись, и то, что быстро выучил язык и продолжает прогрессировать в этой области, у него есть увлечения – спорт, музыка, где он преуспевает. Все это может свидетельствовать о достаточно большом внутреннем ресурсе, который вы, как родители, заложили своему сыну на 6 лет, и наверняка продолжаете закладывать. Этот ресурс у мальчика такого качества и силы, что он позволял ребенку три года выдерживать давление извне, не опираясь в полной мере на Вашу поддержку. Но он всего лишь мальчик 9 лет и его внутренний ресурс не бесконечен, а ситуация серьезная. И сейчас он взывает к Вашей помощи, которую вы (родители) готовы давать ему. Рекомендации: • Выслушивайте его переживания, рассказы, жалобы о ситуациях в школе, не обесценивая их, но и не нагнетая обстановку. • Хвалите сына, отмечайте все его достижения, даже самые мелкие (в учебе, в языке, в спорте, в рисовании, в помощи по дому, в контактах со сверстниками и т.д.) • Похвалите сына за то, что он вел себя по-мужски, сам решая конфликты в школе, защищал себя. Похвалите за то, что разделил свои переживания с Вами. • Попросите у него прощения за то, что не включились раньше в разрешение ситуации в школе, что не заметили, как тяжело ему было. Снимите с сына большую часть ответственности за решение конфликтов в школе. Напомните ему, что он всегда может рассчитывать на Вашу поддержку в любой ситуации. Просто какие-то вопросы дети могут решить сами, а какие-то можно решить только с помощью родителей. И это ни в коей мере не является слабостью. • «Попросите рекомендации» у педагога по физкультуре: как он видит Вашего сына со стороны на уроках, в чем его сильные стороны, в чем слабые, и как, по его мнению, можно помочь мальчику преодолеть трудности. Расскажите педагогу об успехах сына в спорте за пределами школы. (Беседуйте с педагогом с учетом местных порядков и традиций). • Если в школе есть специалист, отвечающий за адаптацию и социализацию детей, обратитесь к нему за помощью. Дети в начальной школе склонны доверять авторитету взрослых, прислушиваться к ним. (В общении с педагогами учитывайте местные традиции обучения, принятые порядки, способы и формы взаимодействия). • Возможно, Вы рассмотрите вариант устроить у себя дома какой-то веселый праздник для сына и его одноклассников, где в неформальной обстановке дети смогут поиграть и пообщаться, найдут какие-либо общие интересы, темы. (Придерживайтесь традиций той местности, в которой проживаете). • Проясните у специалистов, которые поставили диагноз СДВГ, какие у них рекомендации. Ведь диагнозы выставляются не для того, чтобы их поставить, а для того чтобы помочь человеку адаптироваться с учетом его особенностей. • Оцените ситуацию с обидчиками. Кто те дети, которые его не принимают? Это бывшие соотечественники, которые тоже пытаются адаптироваться в новом для себя сообществе, перекладывая свои тревоги в виде агрессии на другого ребенка? Или это коренное население, не принимающее «чужака»? • Обсудите это с сыном: найдите плюсы и минусы, постарайтесь успокоить его. • Вместе смотрите фильмы, читайте книги, где герой переживает схожие с сыном эмоции. Например, «Шрек». Будучи «другим», герой находит себе друзей, раскрывает свои лучшие стороны, живет полной интересной жизнью. Вокруг него образуется компания единомышленников, которая любит его таким, какой он есть. Не обязательно для всех быть хорошим! Обсуждайте. В этом большой ресурс. • Читайте статьи Петрановской Л.В. У нее много статей про школу, про школьный буллинг. • Вашему ребенку нужен курс работы с детским психологом. И необходим он именно сейчас. Для Вашего сына эта работа сейчас важнее, чем обновки и новые гаджеты. Детское психологическое консультирование или терапия имеют огромный ресурс, ведь травмирующая ситуация произошла не так давно, к ней легче найти доступ и рядом находятся «действующие лица конфликта», а также поддержка в лице родителей. Если сказать метафорой, то Ваш сын сейчас идет по лесной тропинке и растущие по ее сторонам кустарники и деревья наносят ему синяки и ссадины. Ваша задача: помочь ему как можно скорее выйти на широкую дорогу, где ничего не мешает идти и светит солнце, путь свободен. • Кроме того, Ваш сын скоро вступит в подростковый возраст, и неразрешенные детские конфликты могут усложнить его прохождение. Рекомендую обратиться к специалисту, который владеет не только игровыми, но и песочной техникой: детям интересен такой формат работы, в тоже время идет глубокая проработка внутренних конфликтов. В тандеме с психологом Ваша помощь сыну будет продуктивней. Работая с Вами, специалист поможет всей семье посмотреть на ситуацию под другим углом, увидеть пути решения и ресурсы там, где сейчас Вы, находясь внутри ситуации, их не замечаете.

С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна