Пархоменко Ирина Генриховна
Клинический психолог, детский психолог
Ответ :
Думаю, что принять решение о выборе детского сада или группы можете только Вы сами, опираясь на свои требования к учреждению и собственную оценку комфорта ребенка в детском саду.
К сожалению, в Вашем письме содержится много информации организационного характера: какой присмотр в группах детского сада, какого возраста дети в группах и каковы их социальные навыки, но мало информации о Вашей дочери. Существуют факторы в жизни, изменить которые, к сожалению, невозможно (например: обязанности воспитателей, формирование групп по возрасту и др.), но можно максимально адаптироваться к ситуации.
Думаю, что в данной ситуации можно выделить два момента, на которые стоит обратить внимание:
1) Организационный момент. Вы по ситуации оцениваете, в какой из групп Вашей дочери комфортнее находиться, исходя из Вашего видения воспитателей, качества присмотра, других важных для Вас критериев.
2) Адаптация Вашего ребенка в детском коллективе.
Вы пишете, что Ваша дочь пошла в детский сад с удовольствием и неохотно уходила домой. В то же время Вы пишете, что она все время сидела одна и не включалась в игры детей. Здесь имеется какое-то противоречие. Нет возможности проанализировать ситуацию, имея так мало объективных данных.
Однако, из общего контекста письма предположу, что у Вас с дочерью сильная связь. Вы много времени проводите вместе. И, возможно, ей самостоятельно сложно организовать свою игру или включиться в игры других детей. Возможно, она привыкла к тому, что обычно за нее эти вопросы решаете Вы: развлекаете ее, угадываете ее желания, помогаете справиться с делами, которые она могла бы выполнить сама. Если ситуация в действительности такова, то рекомендации следующие:
• Прочитать книгу Кравцовой Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника». Стараться организовывать игру дочери в соответствии с тезисами книги.
• Создать условия для формирования личностных границ у ребенка. А именно, соблюдать режим дня, разрешать принимать самостоятельные решения (в пределах ее компетенции). Хвалить за любые самостоятельные достижения. Говорить о том, что Вы какое-то время поиграете вместе с дочкой, а потом будете заниматься другими делами. При этом не чувствовать вину за то, что не развлекаете дочь каждую минуту. Выделять каждый день некоторое время только для себя и не чувствовать за это вину.
• Создать условия для проявления эмоций (и положительных, и отрицательных). Обсуждать переживания дочери в различных ситуациях. Позволить ей не только веселиться, но и злиться, огорчаться и так далее. Читая ей книги, обсуждайте эмоции героев и ее собственные в той или иной ситуации.
• Дать почувствовать ребенку свои потребности: жарко - холодно, голодна - сыта и т.д. Учитывайте их, относитесь к ним уважительно.
• Говорите о своих нежных чувствах к дочери, поддерживайте с ней эмоциональный контакт.
Присмотритесь, насколько легко дочери находить контакт со сверстниками вне детского сада. Если сложности в общении проявляются только в детском саду, то, возможно, следует задуматься о том, чтобы подыскать группу более подходящую девочке по возрасту. Если же дочь чувствует себя некомфортно в любой детской компании, то стоит обратиться на очную консультацию к детскому психологу, который поможет ей развить коммуникативные навыки, преодолеть робость.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна