Переводить ли ребенка в другой класс в школе?

Добрый день! Дело в том, что дочь (13.09.2008) в 2015 году пошла в первый класс, и начались изменения поведения. Раньше не видела от дочи криков в свой адрес, была послушная девочка. Доча скрытная сама по себе, что происходило в школе, она не рассказывала, так основное: нравится в школе? Да, нравится. Отучились до нового года, после нового года вышла и началось еще хуже, она приводила своих друзей после школы без разрешения, в школе все изрисовывала на уроках, чертила обложки, пенал изрисовала, ластики ломала. Просто кошмар. Наша учительница выбрала себе любимчиков 7 девочек ("звездочек") из класса, и мы к этому числу не относились, почему-то какое-то предвзятое отношение к дочери. Если обсуждать тетради, то где есть ошибки, все зачеркнуто красным, даст плохую наклейку и напишет какое-нибудь замечание. Если ошибок нет, просто проверит и все (ни похвалы, ни наклейки хорошей). Когда доча пошла в четвертую четверть, началось еще хуже, учитель посадила их с мальчиком, они постоянно с ним на уроках разговаривали (Вика говорит, что он у нее постоянно что-то спрашивал). В дневнике постоянно поведение уд. За две недели до конца года она его наконец-то пересадила, поведение стало хор, но замечания (Не слушает на уроке. Ничего не делала на математике). Объясняю по математике: все в тетради было сделано, единственное, нужно было соединить примеры с числом ответом линией, она соединила, но некоторые линии переплетались, поэтому, когда учитель задала вопрос по примерам, она ей сразу ответить не смогла, потому что линии переплелись, отсюда вывод - НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЛА НА МАТЕМАТИКЕ. И так всегда, какие-то претензии да вплоть до того, что открытку ей на день учителя сделала не так и т.п. Здесь по математике была годовая контрольная, и оценивали по баллам, было 7 заданий, она поставила Вике 3-, и сказала, что она написала хуже всех. Я пришла поинтересоваться, какие ошибки у моего ребенка: показала она мне контрольную, из 7 заданий не сделано было последнее задание, не успела, все остальное правильно, единственное - грязно написано, она просто обводила по несколько раз цифры, поэтому грязно. Недели три назад она подошла ко мне и говорит: "Мама, переведи меня в другой класс или в другую школу." Я: "Ну ты понимаешь, что у тебя будет другой класс, другие детки, другой учитель. И в чем причина?" Она: "Учитель на нас постоянно кричит, на всех и на меня." Я спросила у некоторых родителей, с которыми общаюсь одни говорят, что кричит, другие, что нет. Сделала вывод, что говорят, что кричит, те дети, на которых она действительно кричит. Скажите, пожалуйста, что означает, когда ребенок обводит буквы цифры? Когда пишет, начиная с нормальных букв, а к концу слова они ниже строчки? Когда ребенок все изрисовывает на уроках? Внутри мне все подсказывает, что нужно переводить, но боюсь навредить, как бы хуже не было. Боюсь, что пойдем к ней же во второй класс и зарастем в 2 и 3. Мы с репетитором занимались, так она говорит, что у Вики твердая четверка по русскому и математике, причем репетитор очень строгий учитель и преподает в школе в другом районе. Подскажите, что делать, может, на очную конcультацию сходить к психологу?
Анастастасия, Новосибирск, 30 лет

Пархоменко Ирина Генриховна

Клинический психолог, детский психолог
Ответ : Описанные Вами симптомы (обводит буквы и цифры, убегающие строчки, разрисовывает пенал и обложки), говорят о том, у Вашей дочери очень сильная тревога. Похоже, что в школе девочка переживает сильный стресс, а с Вашей стороны не чувствует поддержки, защиты. Поэтому она периодически делает что-то Вам назло или «закрывается» от Вас: приводит друзей без разрешения, не рассказывает, что происходит в школе и другое. Задача родителей (особенно родителей первоклассников) помочь своему ребенку принять требования и правила школы, поддержать ребенка во время адаптации в новом детском коллективе, установить контакт с учителем. При возникновении каких-либо недоразумений у ребенка с педагогом, родителям необходимо прояснить ситуацию с учителем. Ребенок беспомощен в случае конфликтов с учителем или несправедливого отношения к нему. Родитель же общается с учителем на равных, оценивает ситуацию более объективно (по сравнению с ребенком), и может помочь ребенку сориентироваться в ситуации, найти решения. В случае необходимости родители должны выяснить причину неприязни учителя к своему ребенку, постараться устранить причины, помочь наладить контакт. В этом случае ребенок будет чувствовать себя защищенным, даже если и возникают конфликты с педагогом. Кроме того, видя ситуацию в целом (и с точки зрения ребенка, и с точки зрения учителя), только родитель может принять решение о переводе своего ребенка в другой класс или другую школу. Здесь возможны два крайних варианта. Первый: внутренние конфликты ребенка мешают ему адаптироваться в школе, в коллективе и т.д. В таком случае, сколько бы школ не поменял ребенок, все время будут складываться сходные конфликтные ситуации. Здесь попытки искать причину неудач вовне не приводят ни к чему. Второй: внешний конфликт именно в этом класс или именно с этим учителем настолько силен, что мешает учебному процессу ребенка, убивает интерес к учебе, пагубно отражается на развитии ребенка и его эмоциональном состоянии. В такой ситуации оптимально перевести ребенка в другой коллектив, предварительно наведя справки о новом коллективе. Думаю, что в сложившейся ситуации Вашей дочери действительно будет полезна помощь психолога.

С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна