Отдавать ли двоюродных брата и сестру в один класс?

Здравствуйте! У меня с сестрой дети почти одного возраста (девочка 6 лет и мальчик 6,5), в этом году пойдут в первый класс, в одну школу. Так получилось, что их зачислили в один класс на подготовку и скорее всего они и дальше попадут в один класс. Я этого очень не хочу, т.к. дети не очень ладят между собой. Когда они отдельно друг от друга, то хотят встретиться, скучают друг за другом, но как встречаются, начинаются конфликты. Она его дразнит, бьёт по любому поводу, он постоянно от неё плачет. Еще она болезненно воспринимает всё, что он говорит, воспринимает любую информацию от него как личную обиду. Например, он рассказывает ей что-то интересное, что-то, о чем он узнал, и хочет этим поделиться, её реакция на это обычно возмущение: "Не говори мне это...", "Не умничай", "Не хочу это слушать" и т.д. У девочки очень нездоровая атмосфера в семье, родители постоянно ругаются, не скупясь на выражения, ребёнок, мягко говоря, очень нервный. Я очень переживаю, что в одном классе моему сыну будет с ней некомфортно, что она будет его обижать, и это может как-то повлиять на его отношения с другими детьми. Или что она будет не очень хорошо влиять на его учебу и поведение, т.к. ведут они себя вместе очень плохо. В то же время, у сына есть некоторый страх идти в школу, есть какое-то сопротивление, просит не отдавать его на подготовку, спрашиваю, почему не хочет, говорит, что там скучно, но я-то понимаю, что проблема в чём то другом. Поэтому, с другой стороны, думаю, может быть, они всё-таки могли бы быть какой-то поддержкой друг другу в классе. Возможно это их как-то сплотило бы. Очень переживаю эту ситуацию, не знаю, как поступить, что будет лучше для детей. Подскажите, пожалуйста, стоит ли оставлять детей в одном классе или лучше сразу разделить их по разным, т.к. переводить ребёнка после начала учёбы очень не хочется.
Елена, Одесса, 36 лет

Пархоменко Ирина Генриховна

Клинический психолог, детский психолог
Ответ : В Вашем случае я вижу несколько сторон этой проблемы, на которые следует обратить внимание. 1. Тревога перед школой, а также в первые месяцы обучения в 1 классе - обязательное и нормальное явление, как у детей, так и у родителей. Возможно, плохое поведение детей на подготовительных занятиях вызывает недовольство педагогов, делающих им замечания. Этот факт усугубляет тревогу и нежелание ходить в школу у Вашего сына. Если Ваш сын и племянница получают много замечаний, то они, вероятно, могут восприниматься другими детьми негативно, что сказывает на качестве и количестве общения с одноклассниками. Это тоже может быть одной из причин, усиливающих тревогу. Как помочь ребенку преодолеть этот жизненный рубеж? • Поговорить с учительницей: спросить, как, по ее мнению, ребенок адаптируется к учебе; какие у нее замечания к Вашему сыну; что она рекомендует. Возможно, из-за плохого поведения ребенка у педагога нет возможности рассмотреть его таланты и навыки. Постарайтесь обратить внимание учительницы на сильные стороны сына. • Рассаживать детей во время занятий за разные парты. • Уделять сыну внимания больше, чем обычно; расспрашивать о его переживаниях; поддерживать его. • Обсудить с сыном правила поведения в школе. • Рекомендую книгу Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. «Лабиринт души: психотерапевтические сказки». Читать все сказки, касающиеся адаптации к школе и повышенной тревожности. 2. Укрепление личностных границ ребенка. Родителям тяжело наблюдать, когда на их ребенка кто-то плохо влияет или плохо к нему относится. Кажется, что повлиять на эту ситуацию сложно или даже невозможно. Легче исключить из окружения ребенка обидчиков или отрицательных лидеров. Но! У этой ситуации есть и другая сторона. Ваш сын поддается чужому влиянию, очень сильно реагирует и эмоционально откликается на такое провокационное поведение. В любом детском коллективе таких «лидеров» достаточно, и Вам сложно будет все время избегать их влияния, переводя ребенка в другой класс и т.д. В данной ситуации целесообразнее помочь ребенку сформировать (укрепить) личностные границы. Таким образом, он станет менее уязвим к манипуляциям извне. Чем Вы можете помочь сыну? • Уважать его личное пространство. Например: стучаться к нему в комнату, когда входите. Учитывать его мнение в тех вопросах, где он уже может быть компетентным (выбор повседневной одежды, предпочтения в еде и др.). • Поощрять самостоятельность. Доверять. Хвалить за дела, сделанные самостоятельно. Не выполнять за него то, что он может сделать сам. • Восхищаться его достижениями, знаниями. • Акцентировать внимание на сильных сторонах, помогать укреплять слабые стороны. Поддерживать. • Соблюдать режим дня и семейные правила (установленные для всей семьи). • Дать понять ребенку, что в любом конфликте Вы будете на его стороне, поможете преодолеть трудности, даже если он неправ. • Проконсультироваться с детским психологом очно. 3. Общение со сверстниками. Почему Вы рассматриваете партнером по общению, оказанию поддержки только двоюродную сестру? Почему при их идентичном статусе в коллективе, возможно, она будет настраивать против него одноклассников? Он ведь может сам о себе заявить, проявить интерес к другим детям или привлечь внимание к себе без посредничества сестры. Думаю, что именно над этими вопросами стоит сейчас работать. Тогда вопрос: отдавать ли детей в один или разные классы, перестанет быть таким актуальным.

С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна