Пархоменко Ирина Генриховна
Клинический психолог, детский психолог
Ответ :
В Вашем случае я вижу несколько сторон этой проблемы, на которые следует обратить внимание.
1. Тревога перед школой, а также в первые месяцы обучения в 1 классе - обязательное и нормальное явление, как у детей, так и у родителей. Возможно, плохое поведение детей на подготовительных занятиях вызывает недовольство педагогов, делающих им замечания. Этот факт усугубляет тревогу и нежелание ходить в школу у Вашего сына. Если Ваш сын и племянница получают много замечаний, то они, вероятно, могут восприниматься другими детьми негативно, что сказывает на качестве и количестве общения с одноклассниками. Это тоже может быть одной из причин, усиливающих тревогу.
Как помочь ребенку преодолеть этот жизненный рубеж?
• Поговорить с учительницей: спросить, как, по ее мнению, ребенок адаптируется к учебе; какие у нее замечания к Вашему сыну; что она рекомендует. Возможно, из-за плохого поведения ребенка у педагога нет возможности рассмотреть его таланты и навыки. Постарайтесь обратить внимание учительницы на сильные стороны сына.
• Рассаживать детей во время занятий за разные парты.
• Уделять сыну внимания больше, чем обычно; расспрашивать о его переживаниях; поддерживать его.
• Обсудить с сыном правила поведения в школе.
• Рекомендую книгу Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. «Лабиринт души: психотерапевтические сказки». Читать все сказки, касающиеся адаптации к школе и повышенной тревожности.
2. Укрепление личностных границ ребенка.
Родителям тяжело наблюдать, когда на их ребенка кто-то плохо влияет или плохо к нему относится. Кажется, что повлиять на эту ситуацию сложно или даже невозможно. Легче исключить из окружения ребенка обидчиков или отрицательных лидеров. Но! У этой ситуации есть и другая сторона. Ваш сын поддается чужому влиянию, очень сильно реагирует и эмоционально откликается на такое провокационное поведение. В любом детском коллективе таких «лидеров» достаточно, и Вам сложно будет все время избегать их влияния, переводя ребенка в другой класс и т.д.
В данной ситуации целесообразнее помочь ребенку сформировать (укрепить) личностные границы. Таким образом, он станет менее уязвим к манипуляциям извне.
Чем Вы можете помочь сыну?
• Уважать его личное пространство. Например: стучаться к нему в комнату, когда входите. Учитывать его мнение в тех вопросах, где он уже может быть компетентным (выбор повседневной одежды, предпочтения в еде и др.).
• Поощрять самостоятельность. Доверять. Хвалить за дела, сделанные самостоятельно. Не выполнять за него то, что он может сделать сам.
• Восхищаться его достижениями, знаниями.
• Акцентировать внимание на сильных сторонах, помогать укреплять слабые стороны. Поддерживать.
• Соблюдать режим дня и семейные правила (установленные для всей семьи).
• Дать понять ребенку, что в любом конфликте Вы будете на его стороне, поможете преодолеть трудности, даже если он неправ.
• Проконсультироваться с детским психологом очно.
3. Общение со сверстниками.
Почему Вы рассматриваете партнером по общению, оказанию поддержки только двоюродную сестру? Почему при их идентичном статусе в коллективе, возможно, она будет настраивать против него одноклассников? Он ведь может сам о себе заявить, проявить интерес к другим детям или привлечь внимание к себе без посредничества сестры.
Думаю, что именно над этими вопросами стоит сейчас работать. Тогда вопрос: отдавать ли детей в один или разные классы, перестанет быть таким актуальным.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна