Ребенок описался в саду и теперь не встает с горшка

Здравствуйте. Ребёнку 2,8 лет. Начали ходить в сад. 2 дня ходим, 2 недели болеем. На второй день после больничного ребёнок описался в саду. Но дома ребёнок ходит на горшок самостоятельно. На второй день ребёнок полдня просидел в саду на горшке. И теперь дошло до того, что девочка, находясь дома, практически не встаёт с горшка, а если его забираешь - плачет и просится опять на горшок. На горшке передвигается по дому. Что делать?
Ольга, Белогорск, Россия, 49 лет

Пархоменко Ирина Генриховна

Клинический психолог, детский психолог
Ответ : Вероятнее всего, таким поведением Ваша девочка пытается выразить свои негативные эмоции. Похоже, что выражать свои эмоции другими способами сейчас по каким-то причинам ей сложно. Частые болезни ребенка и отказ от туалетных навыков может быть сигналом к тому, что Вашей дочери очень некомфортно в детском саду, но выразить свое недовольство словами, плачем, проявлением эмоций она не может. В текущей ситуации можно выделить две группы причин дискомфорта ребенка: 1. Причины, по которым ребенку сложно адаптироваться в детском саду. • Очень сильная связь с мамой. Девочке тяжело самостоятельно функционировать в коллективе, несмотря на то, что она имеет навыки самообслуживания. Она привыкла к тому, что мама понимает ее потребности без слов, «угадывает» то, что девочка хочет. В детском коллективе такие дети чувствуют себя беспомощными, поэтому всеми способами стремятся избежать посещения детского сада. В качестве профилактики Вам следует понемногу давать девочке возможность ощутить свои потребности: когда ей холодно, когда жарко, когда она голодна и так далее. Иногда «не знать», чего она хочет, пусть ребенок скажет, что хочет, о чем думает, что чувствует. Позволить проявлять эмоции. • Возможно, ребенку сложно принять правила, принятые в детском саду, или перестроиться с домашних правил на правила детского сада. В качестве профилактики следует придерживаться режима дня дома. • Комфортная ли обстановка в детском саду? 2. Причины, по которым ребенку сложно выражать свои эмоции, в частности недовольство, словами. • Очень сильная связь с мамой. У девочки есть ощущение, что мама знает, что она чувствует, все за нее решит и сделает. Ей в этом состоянии комфортно, выходить из этой зоны комфорта она не хочет. В этой ситуации мама должна принять тот факт, что развитие - это процесс, требующий преодоления препятствий. Препятствия должны быть посильными, но у ребенка должно быть «пространство», чтобы почувствовать эти препятствия и найти в себе ресурсы для их преодоления (возможно с небольшой помощью взрослых). • Ребенку сложно понимать свои эмоции и эмоции окружающих людей. Чтобы помочь ребенку идентифицировать свои эмоции и понимать эмоции других людей, маме нужно чаще выражать самой, показывать и называть те эмоции, которые она испытывает в различных ситуациях. Читая книжки, акцентировать внимание девочки на чувствах героев в различных ситуациях. Разрешить выражать эмоции ребенку (негативные в том числе), принимать ее настроение. • Возможно, мама не выражает свои собственные эмоции, или выражает недостаточно активно, или старается выражать только положительные эмоции. Иногда родители, оберегая своих детей, стараются оградить их от отрицательных эмоций. Но дело в том, что в жизни человеку приходится сталкиваться со всей палитрой эмоций, и получается, что у таких детей нет опыта выражения или опыта взаимодействия с эмоциями негативными. В такой ситуации они не знают, как с такими эмоциями контактировать, что делать. Ситуация складывается невыносимая, дети начинают «скатываться» в болезни. • Возможно, мама старается заменить эмоциональные проявления своей высокой функциональностью. Часто мамы так сильно стараются быть «хорошими мамами» (с хозяйственной точки зрения), что упускают из вида эмоциональную сторону развития ребенка. Профилактикой в данном случае может быть принятие того факта, что идеальных мам не существует в природе. Разрешить себе быть просто мамой девочки и развивать ее всесторонне. В сложившейся ситуации рекомендую Вам получить очную консультацию детского психолога.

С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна