Пархоменко Ирина Генриховна
Клинический психолог, детский психолог
Ответ :
Вероятнее всего, таким поведением Ваша девочка пытается выразить свои негативные эмоции. Похоже, что выражать свои эмоции другими способами сейчас по каким-то причинам ей сложно.
Частые болезни ребенка и отказ от туалетных навыков может быть сигналом к тому, что Вашей дочери очень некомфортно в детском саду, но выразить свое недовольство словами, плачем, проявлением эмоций она не может.
В текущей ситуации можно выделить две группы причин дискомфорта ребенка:
1. Причины, по которым ребенку сложно адаптироваться в детском саду.
• Очень сильная связь с мамой.
Девочке тяжело самостоятельно функционировать в коллективе, несмотря на то, что она имеет навыки самообслуживания. Она привыкла к тому, что мама понимает ее потребности без слов, «угадывает» то, что девочка хочет. В детском коллективе такие дети чувствуют себя беспомощными, поэтому всеми способами стремятся избежать посещения детского сада.
В качестве профилактики Вам следует понемногу давать девочке возможность ощутить свои потребности: когда ей холодно, когда жарко, когда она голодна и так далее. Иногда «не знать», чего она хочет, пусть ребенок скажет, что хочет, о чем думает, что чувствует. Позволить проявлять эмоции.
• Возможно, ребенку сложно принять правила, принятые в детском саду, или перестроиться с домашних правил на правила детского сада.
В качестве профилактики следует придерживаться режима дня дома.
• Комфортная ли обстановка в детском саду?
2. Причины, по которым ребенку сложно выражать свои эмоции, в частности недовольство, словами.
• Очень сильная связь с мамой.
У девочки есть ощущение, что мама знает, что она чувствует, все за нее решит и сделает. Ей в этом состоянии комфортно, выходить из этой зоны комфорта она не хочет.
В этой ситуации мама должна принять тот факт, что развитие - это процесс, требующий преодоления препятствий. Препятствия должны быть посильными, но у ребенка должно быть «пространство», чтобы почувствовать эти препятствия и найти в себе ресурсы для их преодоления (возможно с небольшой помощью взрослых).
• Ребенку сложно понимать свои эмоции и эмоции окружающих людей.
Чтобы помочь ребенку идентифицировать свои эмоции и понимать эмоции других людей, маме нужно чаще выражать самой, показывать и называть те эмоции, которые она испытывает в различных ситуациях. Читая книжки, акцентировать внимание девочки на чувствах героев в различных ситуациях. Разрешить выражать эмоции ребенку (негативные в том числе), принимать ее настроение.
• Возможно, мама не выражает свои собственные эмоции, или выражает недостаточно активно, или старается выражать только положительные эмоции.
Иногда родители, оберегая своих детей, стараются оградить их от отрицательных эмоций. Но дело в том, что в жизни человеку приходится сталкиваться со всей палитрой эмоций, и получается, что у таких детей нет опыта выражения или опыта взаимодействия с эмоциями негативными. В такой ситуации они не знают, как с такими эмоциями контактировать, что делать. Ситуация складывается невыносимая, дети начинают «скатываться» в болезни.
• Возможно, мама старается заменить эмоциональные проявления своей высокой функциональностью.
Часто мамы так сильно стараются быть «хорошими мамами» (с хозяйственной точки зрения), что упускают из вида эмоциональную сторону развития ребенка.
Профилактикой в данном случае может быть принятие того факта, что идеальных мам не существует в природе. Разрешить себе быть просто мамой девочки и развивать ее всесторонне.
В сложившейся ситуации рекомендую Вам получить очную консультацию детского психолога.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна