Пархоменко Ирина Генриховна
Клинический психолог, детский психолог
Ответ :
Начинать приучать ребенка к детскому саду стоит постепенно, отдавая, поначалу, на несколько часов, понемногу увеличивая время пребывания в саду. Утром предупредите ребенка о том, когда заберете, и не опаздывайте к намеченному времени. Придумайте ритуал расставания (поцеловать, помахать рукой в окно, и так далее). Чтобы снизить тревогу у ребенка, связанную с новым местом, новым коллективом, новыми правилами, разрешите взять с собой в сад любимую игрушку (желательно мягкую). Узнайте у воспитательницы, не обижает ли кто–либо из детей Вашу дочь. Расспросите дочь, что ей не нравится в саду, чем она занята в течение дня. Попросите воспитательницу уделить ей внимание персонально (поиграть с ней или попробовать включить в общую игру). Узнавайте меню на текущий день: все ли блюда ест Ваша дочь? Договоритесь с ней и с воспитательницей, что ребенок съест каждого блюда определенное количество ложек: будут считать вместе с воспитательницей на пальцах.
Похоже, Вашей дочери пока еще сложно эмоционально отделить себя от мамы. Ей комфортно только в Вашем присутствии, поэтому остаться без мамы на некоторое время ей так тяжело. Чтобы помочь дочери, обратите внимание на следующие моменты. Старайтесь проводить больше времени втроем (мама, папа, дочь): играйте, разговаривайте, гуляйте, обсуждайте сказки... Поощряйте ее инициативу и коммуникабельность на детской площадке. Акцентируйте внимание дочери на различии мнений, вкусов, впечатлений людей и героев сказок. Читая книжку, спрашивайте ее об отношении к различным персонажам, к их поступкам. Принимайте ее мнение! Высказывайте свое, которое может отличаться от ее мнения. Поощряйте самообслуживание. Хвалите! Стимулируйте трудолюбие и стремление к порядку: совместная уборка игрушек на места и другое. Дайте дочери возможность проявить инициативу (выбрать, какое надеть платье из двух предложенных Вами; какую сказку читать; какие игрушки взять на прогулку и так далее). Поощряйте ощущение ею своего тела (холодно, жарко, голодна, сыта, и так далее), выслушивайте, считайтесь с этим. Поддерживайте формирование личностных границ (например: ее игрушки, Ваша косметика, папины диски и так далее) путем уважения к личному пространству каждого члена семьи. Поощряйте творческую деятельность (помогайте, обучайте). Выставляйте на видное место рисунки и поделки дочери (сделайте «галерею работ»), гордитесь и хвастайтесь успехами дочери. Укладывая дочь спать, посидите с ней и обсудите прошедший день, погладьте ее, почитайте сказку. И, конечно, соблюдайте режим дня и правила, которые приняты у Вас дома.
С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна