Хочу быть не милой, а хорошей и справедливой матерью...

Моя история. Мы живем в коммунальной квартире. Семья полная. Муж, дочь 3-х лет и сын полгода. Детей не сравниваю между собой. Все вокруг (за исключением мужа) мне твердят, что я очень строгая мать, что мое воспитание, как в армии. Моя мама считает, что я много требую от дочери. Другие советчики (как правило, соседи по коммуналке, друзья) утверждают, что детей заставлять, наказывать, а тем более бить нельзя ни при каких обстоятельствах, а надо уговаривать/объяснять (притом, такие советы дают, даже, скажу, «навязывают с пеной у рта», люди, у которых нет детей). «Бить и наказывать нельзя, т.к. ребенок может вырасти убийцей или маньяком, кричать на него нельзя, т.к. вырастет нервным, грозить бабой-ягой, дядей тоже нельзя, иначе будет бояться или станет заикой». И много чего нельзя применять по отношению к ребенку. Какая-то ювенальная юстиция получается. А когда дочь начинает вести себя плохо, то все начинают утверждать, что вот результаты моего воспитания. Я в свое оправдание говорю, что если бы я не воспитывала ее строго, то она бы еще хуже себя вела и не такое бы вам устроила. Они твердят, что нужна золотая середина. Я согласна, нужна. Но никто не говорит, где эта золотая середина и какая она. Но почему, когда дочь начинает себя плохо вести и их разговоры не помогают, сразу зовут меня, чтобы я ее забрала. Понятно, что моя дочь – мои проблемы, но зачем тогда так рьяно доказывать свою правоту. Эти умные «психологи» утверждают, что у меня было трудное детство, т.к. я с раннего детства мыла полы, посуду, убиралась по дому, сама стирала, помогала готовить, в 6 утра бежала на хлебзавод за свежим хлебом, по выходным я ходила на рынок за продуктами, мы постоянно пропадали на даче (у нас их было две) и не так, как сейчас «на шашлыках», а действительно там работали: сажали, пололи, поливали, копали, жуков собирал и т.д. Понятно, что меня и заставляли, и шлепали по делу, но без фанатизма. В школе я училась на 4 и 5, и притом в начальных классах меня контролировали, заставляли учиться, а потом я сама себя контролировала и дневник сама заполняла (даже расписывалась за учителя и за родителей), и родителям говорили, что им можно не приходить на собрание. В общем, была довольно самостоятельной девочкой, не без минусов, конечно. Но нет, в моем детстве были и развлечения, и отдых, и друзья. Не буду перечислять, но у меня достаточно счастливых воспоминаний, я считаю, что мое детство было прекрасным: я, конечно, играла с детьми во дворе, хотя тогда мне было обидно, что не с утра до вечера, как другие дети, зато сейчас понимаю, что детей надо чем-то занимать, а не оставлять на весь день во дворе слоняться. Есть такие, кого просили только хорошо учиться. Да, они умные, но ведение быта убивает всякое уважение к таким людям. Притом, я вижу тех самых людей, которых «не били» в детстве и скажу одно: я не хочу, чтобы у меня дети были такими. Лежать все время на диване; ходить на работу так, как будто это подвиг; не замечать, что лампочка перегорела или пора мыть полы, а уж про мытье за собой посуды я вообще молчу. Не работать потому, что работа не приносит удовольствия или «это не моё»; не заводить семью потому, что это большая ответственность и «это не для меня» или «я слишком идеален»; просить деньги у родителей или отмахиваться от них, как от назойливых мух, или попросить их освободить квартиру потому, что когда-то они переписали ее на тебя; не уступать место старшим в транспорте; сидеть допоздна за компьютером, играя в какие-то бесполезные игры; покупать вещи не для дела, а больше для «понтов»; или просто думать, чем бы таким заняться, чтобы не напрягаться и ничего не делать. Я могу продолжать до бесконечности! Плюсы, конечно, у таких людей тоже есть. Разве это золотая середина? Разве это правильное воспитание? Разве таким я хочу видеть своего ребенка? Разве к этому мы стремимся? Разве не надо заставлять ребенка что-либо делать, когда он этого не хочет? Разве не надо готовить ребенка ко взрослой жизни, учить быть самостоятельным, быть в ответе за свои поступки или проступки? Есть ли НЕЗЫБЛЕМЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ, от которых нельзя отходить ни при каких обстоятельствах. ПРАВА ЛИ Я? Я хочу услышать мнение человека со стороны, может, я не права и действительно чего-то не замечаю. НЕ БИТЬ – будет лентяй и тунеядец, БИТЬ – преступник или злой и несчастный. Если бить, то как часто и в каких случаях и как? Я устала быть тираном в глазах окружающих. Но, прежде всего, я хочу быть хорошей матерью, не доброй и милой, а хорошей и справедливой матерью. Прошу, дайте дельный совет.
Лена, Москва, Россия, 27 лет

Елена Свитова

Синтетический воспитатель и руководитель дошкольных проектов
Ответ : Какой-то у вас мир чёрно-белый. Оглянитесь! В нём много ярких красок. В своём длинном письме Вы спорите с соседями по коммунальной квартире, знакомыми, прохожими, психологами... с социумом, окружающим Вас. Возможно, вокруг вас просто слишком много советчиков? Попробуйте обратиться к психологической литературе. Про воспитание пишут Владимир Леви ("Новый нестандартный ребёнок"), Юлия Гиппенрейтер ("Общаться с ребёнком: как?"), Ирина Млодик ("Книга для "неидеальных" родителей", Эда Ле Шан ("Когда дети сводят родителей с ума")и многие другие, это люди, которые посветили себя детям, с колоссальной теоретической базой и практическим опытом. Думаю, Вам стоит что-нибудь почитать, пока атмосфера противостояния не испортила Вашу дочку окончательно. Заметьте, я не говорю про Ваши методы, даже обсуждать их не хочу (книги, прошу Вас, а не бабушки на скамеечке и даже не заочные, будь они хоть семи пядей во лбу интернет-консультанты!), речь идёт о том, что ребёнок (маленький! В сложном "вредном" возрасте!)в данном случае является орудием доказательства Вашей правоты. А ребёнок - не орудие. Мало того, ребёнок - не Ваша собственность, как ни странно это для вас прозвучит. Он отдельный. Бить или не бить, вот в чём вопрос. Вы будто о ковре говорите... От лица выбивалки. Ну, вот, всё-таки затянуло меня в полемику. Ещё раз говорю: литературки "хватаните". Тем более, что четыре-пять в школе получали и расписываться за всех могли. Поспорьте с "грейтами". Будет интереснее. И ответы, возможно, получите. Хотя не факт. Вы немножко в другой плоскости существуете. В плоскости, именно! Вам бы объёма.. Уж извините. Есть ли НЕЗЫБЛЕМЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ? Я думаю, нет. Также, как и нет двух одинаковых людей. Ох, как же я боюсь "незыблемых" родителей!!!

С уважением, Елена Свитова