К сожалению запрашиваемая вами страница не найдена —
попробуйте начать с главной.
Как помочь ребенку учиться?
Вспоминаю свои школьные годы, когда за мной никто не присматривал и как я с легкостью накалывал предков на предмет выполнения домашнего задания. Радости от того, что родители чрезвычайно заняты было много, но лишь до тех пор, пока их не вызывали в школу. Потом уже доставалось по полной программе, но это не прибавляло любви к учебе...
В старших классах мне надоело клеймо трудного ребенка и я решил доказать учителям и одноклассникам, что могу получать хорошие оценки. Мне захотелось учиться... Что, наверное, для среднестатистического ребенка не совсем нормально. Так нам кажется. Однако, когда я начал разговор с психологом Мариной Ташкевич о том, как можно помочь ребенку учиться, выяснилось, что у ребенка младшего школьного возраста ДОЛЖНО быть желание учиться. А если оно отсутствует, то это как раз НЕнормально... А если помочь ребенку учиться?
- К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, - рассказывает Марина, - должен уметь учиться и верить в свои силы. Но это в идеале, на самом деле не все дети этими качествами обладают. Родители считают, что ребенок ленив, рассеян и капризен, но на самом он не хочет учиться, потому что не умеет и не верит в свои силы. А мама с папой воспринимают его нежелание идти в школу, как каприз и обыкновенное нытье.
- То есть желание получать знания можно сформировать даже у маленького ребенка?
- Да, конечно. Но важно понимать, что это означает не насилие над ребенком и бесконечные мольбы: "Ну, миленький, ну давай же, напрягись, я тебе куплю то-то и то-то"... У него должна быть личная заинтересованность. А вообще с ребенком надо заниматься с самого рождения. Есть такое исследование: если создать малышу оптимальные условия для умственного развития, это повышает будущий коэффициент интеллекта ребенка в возрасте до 4 лет на 10 единиц, с 4 до 9 лет - на 6 единиц и в 8-12 лет - на 4 единицы... Это существенные цифры.
- Марина, по себе знаю, что нежелание учиться может быть следствием неуспеваемости. А когда что-то получается хочется еще и еще попробовать свои силы.
- Да, именно. Так вот родители должны дома развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, чтобы выходя во внешнюю среду, то есть приходя в школу,он был уверен в своих силах...
- Постойте, постойте... Но как можно всем этим заниматься, когда у нас у самих бывают проблемы с вниманием, памятью и так далее. Да и не кажется ли вам, что развивать все это - занятие психолога?
- Уверяю вас, ребенок получит больше пользы, если с ним будет заниматься мама или отец. На мой взгляд, самой интересной и увлекательной формой занятий является игра. К тому же игры на развитие просты и эффективны. Вот несколько разных игр на развитие различных навыков:
Игры на развитие концентрации внимания
Игра "Ищем буквы"
Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Лучший способ помочь ребенку учиться.
Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.
Теперь сама инструкция: В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков - слабая концентрация.
Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.
Игра "Найди слова"
На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, "спрятавшееся" в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.
Игра "Перепутанные линии"
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
Игры на развитие воображения
Составление рассказа с использованием определенных слов Детям предлагают слова. Например:
а) девочка, дерево, птица;
б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.
"Волшебные кляксы"
Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
Игры на развитие мышления
Поиск аналогов
Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.
Способы применения предмета
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, "книга". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.
- Марина, в какой атмосфере должны проводиться эти игры?
- Конечно, в доброжелательной. Детей можно дополнительно заинтересовать в участии в игре, сказав, что иначе они не смогут стать хорошими шоферами, врачами, летчиками (предварительно стоит выяснить, кем они хотят быть). Очень важно привносить в игру свою инициативу. Разнообразить задания. Если есть возможность проводить их на открытом воздухе. Если вы мудро будете следовать советам, как помочь ребенку учиться, ребенку обязательно захочется играть с вами еще и еще.
Беседовал Александр САМЫШКИН
Александр Самышкин 23.11.00 |
Все статьи рубрики «Дом» |
30.10.00 5 отзывов
00.00.00
00.00.00 7 отзывов |
00.00.00 3 отзыва |
К сожалению запрашиваемая вами страница не найдена —
попробуйте начать с главной.
К сожалению запрашиваемая вами страница не найдена —
попробуйте начать с главной.