Не могу влюбиться... или не могу любить?
Здравствуйте! Меня зовут Ольга, 37 лет, не замужем. Проблема такая - я не могу полюбить. Я любила всего один раз, в 17 лет. Это была такая платоническая любовь. Я любила одного парня, он не знал о моих чувствах, у него была девушка. Я любила очень сильно, до дрожи в коленях при виде этого парня. Любила его три года. Потом уехала в другой город, и чувства стали угасать. Но вот мне уже почти 38, и я с тех пор больше не испытывала ничего подобного, даже сотой доли тех чувств. Я не знаю, как это - секс по любви. Шли года, вот уже 25, хочется семью, детей. И, отчаявшись встретить любимого, я вышла замуж за того, кого не любила. Родила ребёнка, прожили 10 лет. Очень сложно жить без любви, и с каждым годом всё тяжелее. В итоге разошлись. В разводе я уже полтора года. И так же не могу никого полюбить. Бог не даёт испытать мне это чувство. А так хочется. В детстве не была обделена родительской любовью. Завышенных требований к мужчинам нет. Подскажите, что мне сделать, чтобы наконец испытать это прекрасное чувство?
Ольга, Санкт-Петербург, Россия, 37 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ :
Вы смешиваете влюбленность и любовь. И, видимо, для начала, стоит разобраться - что именно вы хотели бы почувствовать.
//Я любила очень сильно, до дрожи в коленях при виде этого парня. Любила его три года. Потом уехала в другой город, и чувства стали угасать.//
Вы были влюблены - вы именно это и описываете. А любовь - это все-таки намного более осознанное чувство. Любовь не "приходит сама" (как влюбленность), она скорее выращивается. А вот из чего - тут может быть по-разному. Далеко не всегда - из влюбленности. Условно, сама по себе влюбленность не гарантирует вам никаких стабильных отношений, она может гарантировать лишь вспышку чувств, которая пройдет, а что остается после - это уже будет вопрос, насколько вы реально с человеком друг другу подходили, насколько совпадали ваши цели, насколько осознанно оба готовы вкладывать в отношения и т.д.
Вероятно, в вашей голове есть убеждение, что любовь вырастает только из сильной влюбленности, вот если "бабочки в животе" с самого начала не плясали и ноги не тряслись - то не будет там никогда никакой любви впоследствии? Но это жизнью не подтверждается.
Далеко не все прочные, глубокие и страстные отношения выстали бы из влюбленности. Иногда любовь приходит и не так, она рождается порой медленно и без обязательного "крышесноса". Верно и обратное - больше половины тех, кто строил свои отношения на этих "бабочках", не протянули в дальнейшем и пары лет вместе....
Так вот что здесь важнее? Именно пережить бурные страсти без всякой гарантии продолжения или все-таки настраиваться на отношения всерьез и тогда учиться их выстраивать?
Иногда человек утраичвает способность влюбляться просто потому что он взрослеет. Влюбленность - то, что во многом основано на химии, гормонах. Гормональный фон с возрастом меняется, а вспышки бурных страстей более свойственны молодости. Могу предположить, что если вы по характеру человек достаточно рассудительный и к бурным эмоциями не склонный - то, вероятно, в молодости это был пик возможного. А сейчас химия уже вот так просто не "заводится" на подобные всплески.
Есть, конечно, и те, кто способен влюбляться постоянно. Вот только побочными эффектами обычно становятся слишклм большая эмоциональная подвижность (человека очень сильно "швыряет" в чувствах), порой - невозможность контролировать эмоции и т.д.
Вообще, далеко не все способны даже в молодости испытывать вот эти "срывающие голову" эмоции.... У некоторых сексуальное влечение выстраивается не сразу, не вспыхивает как спичка, а нуждается в длительном "раскачивании"....
А вот любовь - это другое, оно не зависит от гормонального фона, да и от психотипа не особенно зависит. Любовь все-таки строится в большей степени на осознании внутреннего родства и на готовности обоих осознанно вкладывать в отношения. И это не запрещено никакому характеру, никакому психотипу и темпераменту.
Можно, конечно, допустить, что какая-то часть чувств у вас в принципе заблокрована. И именно поэтому снижена в принципе вся способность чувствовать. Но вот этот момент выяснить и что-то с ним сделать можно уже только в индивидуальной работе. Потому что причины, по которым у человека блокируются чувства, всегда достаточно уникальны, даже если имеют общие места с другими. Можно только сказать, что блокировка способности чувствовать - это решаемый вопрос. А как именно - для этого уже нужно изучать вашу историю более детально.